Современное состояние и перспективы экспорта образовательных услуг вузов РФ в страны СНГ

Журнал «KANT» №4(45) 2022 [стр. 40-44]

DOI: 10.24923/2222-243X.2022-45.6

Авторы: Денисов Дмитрий Михайлович, аспирант, Российский университет Дружбы народов, Москва

Ключевые слова: мировой рынок образовательных услуг; экспорт образовательных услуг; образовательные услуги высшего образования; конкурентоспособность; высшие учебные заведения; иностранные студенты; высшая школа.

Цель исследования – определить особенности рынка образовательных услуг высшего образования СНГ, их предоставления российской высшей школой и поиск эффективных путей привлечения иностранных студентов на обучение в отечественные вузы. В статье определены основные конкурирующие государства и их доли на рынке образовательных услуг высшего образования СНГ. Подчеркнута роль высшего образования как приоритетной отрасли экспорта по размерам вклада в национальную экономику стран-лидеров этого рынка. Осуществлен анализ экспорта образовательных услуг вузов РФ. Приведены актуальные статистические данные по динамике экспорта образовательных услуг отечественными вузами, определены страны-поставщики иностранных студентов в российские вузы, наиболее привлекательные для иностранных студентов отрасли знаний. Рассмотрены проблемы, препятствующие увеличению количества иностранных студентов в вузах РФ и расширению их географии. Научная новизна заключается в разработке мер, позволяющих активизировать привлечение иностранных граждан на обучение в российские вузы. В результате выявлено значение наращивания экспорта образовательных услуг для отечественной высшей школы как с экономической точки зрения, так и учитывая необходимость повышения качества образования в соответствии с мировыми стандартами, а также определены конкурентные преимущества российской системы высшего образования.

скачать

Литература:
1. Иноземцева К.М. Интернационализация высшего профессионального образования в России: языковая политика // Высшее образование в России. – 2014. – № 5. – C. 145-152. URL: http://vovr.ru/upload/5-14.pdf.
2. Масич В.А. Наука и образование как инструменты "мягкой силы" // Вестник РГГУ. Серия "Политология. История. Международные отношения". – 2015. – № 1. – С. 117-125. URL: https:// politicalscience.rsuh.ru/jour/article/view/13/14.
3. Минаева Е.А. Мобильность студентов и экспорт образования во время и после пандемии: вызовы и прогнозы // Аналитический бюллетень НИУ ВШЭ об экономических и социальных последствиях коронавируса в России и в мире. – 2020. 05.06. – №4. – С. 90-95. URL: https://www.hse.ru/data/2020/06/05/1602309864/HSE_Covid_04_2020_3_4.pdf.
4. Государственные программы образовательной мобильности в разных странах: Доклад Центра трансформации образования Московской школы управления Сколково / Н. Овчинникова, М. Зоткина, А. Гетманская; Центр трансформации образования Московской школы управления Сколково. – М., 2019. – 108 с. URL: https://sk.skolkovo.ru/storage/file_storage/4b954252-7c3d-4975-94e3-910612e77464/SKOLKOVO_SEDeC_International_Mobility_2019.pdf.
5. Ключарев Г.А., Неверов А.В. Проект "5-100": некоторые промежуточные итоги // Вестник РУДН. Серия: Социология. – 2018. – Т. 18. – № 1. – С. 100-116.
6. Шибанова Е.Ю., Платонова Д.П., Лисюткин М.А. Проект 5-100: динамика и паттерны развития университетов // Университетское управление: практика и анализ. – 2018. – Т. 22. – № 3. DOI: https://doi.org/10.15826/umpa.2018.03.025
7. Жданов П.А., Полихина Н.А., Сёма Е.Ю., Казимирчик Л.В., Тростянская И.Б., Барсуков А.А. Сетевой анализ степени интеграции вузов Проекта 5-100 в международное образовательное пространство // Высшее образование в России. – 2019. – Т. 28. – № 11. – C. 155-167.
8. Берестов А.В., Гусева А.И., Калашник В.М., Каминский В.И., Киреев С.В., Садчиков С.М. Вклад в Проект 5-100 национальных исследовательских и федеральных университетов // Высшее образование в России. – 2020. – Т. 29. – № 10. – С. 30-45.

State and prospects of the export of educational services of Russian higher education institutions to the CIS countries

Authors: Denisov Dmitry Mikhailovich, Postgraduate student, RUDN University, Moscow

Keywords: International educational services market; export of educational services; higher education services; competitiveness; higher education institutions; foreign students; high school.

The purpose of the study is to determine the features of the market of educational services of higher education in the CIS, their provision by Russian higher education and the search for effective ways to attract foreign students to study at domestic universities. The article defines the main competing states and their shares in the market of educational services of higher education in the CIS. The role of higher education as a priority export sector in terms of the contribution to the national economy of the leading countries in this market is emphasized. The analysis of export of educational services of higher education institutions of the Russian Federation is carried out. Actual statistical data on the dynamics of the export of educational services by domestic universities are given, countries-suppliers of foreign students to Russian universities, the most attractive branches of knowledge for foreign students, are identified. The problems preventing the increase in the number of foreign students in the universities of the Russian Federation and the expansion of their geography are considered. The scientific novelty lies in the development of measures to enhance the attraction of foreign citizens to study at Russian universities. As a result, the importance of increasing the export of educational services for the domestic higher education was revealed, both from an economic point of view and taking into account the need to improve the quality of education in accordance with international standards, and the competitive advantages of the Russian higher education system were identified.
{{ ELEMENTS.length }}
Наименование
Цена
Количество
Артикул : {{ item.MODEL }}
{{ item.STATUS }}
{{ item.PRICE }}
{{ item.OLD_PRICE }}
- +
Вы экономите: {{ DATA.TOTAL_DISCOUNT_SUM }}
Итого: {{ DATA.TOTAL_SUM }}
Вы можете вернуться в каталог и продожить покупки
Вернуться и продолжить покупки