Теоретические основы процесса формирования общественно-политической компетентности у будущих педагогов *

Журнал «KANT» №3(44) 2022 [стр. 283-291]

DOI: 10.24923/2222-243X.2022-44.52

Авторы: Мальков Александр Александрович, преподаватель кафедры , Ус Оксана Александровна, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра Общей и социальной педагогики, Кубанский государственный университет, Краснодар

Ключевые слова: компетентность; будущий педагог; качество личности; общественно-политическая компетентность; гражданственность; убеждение; мировоззрение.

В условиях политического давления на самостоятельность и суверенитет Российской Федерации проблема формирования общественно-политической компетентности актуальна, в особенности в образовательной среде и у будущих педагогов. В рамках настоящей публикации основной целью исследования является определение концептуальных основ формирования общественно-политической компетентности у студентов педагогических специальностей. Научная новизна заключается в предпринятой авторами попытке ответа на поставленный в статье исследовательский вопрос, связанный с обоснованием концептуальных основ формирования общественно-политической компетентности у студентов педагогических специальностей. Оценка достоверности представленных результатов основывается на интегративном подходе, на методах анализа и синтеза научной литературы. Сравнительный анализ зарубежного опыта формирования общественно-политической компетентности студентов показывает, что исследуемая проблема разработана недостаточно. По результатам исследования обоснованы компоненты общественно-политической компетентности студентов педагогических специальностей, проанализированы существующие зарубежные концепции формирования общественно-политической компетентности. Анализ отечественных и зарубежных исследований позволил установить, что большинство выдвинутых в концепции научных положений, характеризующих особенности формирования общественно-политической компетентности, находит подтверждение в других исследованиях и не противоречит им.

* Статья подготовлена в рамках реализации проекта УНО "Кубанский научный фонд" № ППН-21.1/51 "Механизмы и технологии противодействия влиянию контента Интернет-ресурсов и социальных сетей на национальное сознание молодежи".

скачать

Литература:
1. Бекиров С.Н., Формирование компонентов социальной компетентности будущих педагогов в процессе их профессиональной подготовке в вузе / С.Н. Бекиров // Проблемы современного педагогического образования. – 2017. – №56-2. – С. 16-22.
2. Гребенникова В.М., Мартынов М.Л., Формирование конструктивной гражданской позиции у старшеклассников / В.М. Гребенникова, М.Л. Мартынов // ЦИТИСЭ. – 2021. – №1. – С. 221-229.
3. Дедов Е.Г., Куксин Р.П., Н.В. Владыченкова, Дедова Е.Е., К вопросу о концепции гражданско-патриотического воспитания студентов в медицинском университете / Е.Г. Дедов [и др.] // Социально-экономическое развитие региона: опыт, проблемы, инновации: сб. тр. VII Международной научно-практической конференции. – 2020. – С. 23-29.
4. Дьяков Э.Н., Шарухин А.П., Концепция государственно-патриотического воспитания курсантов военных образовательных организаций высшего образования войск национальной гвардии РФ / Э.Н. Дьяков, А.П. Шарухин // Проблемы современного педагогического образования. – 2019. – №62(4). – С. 63-67.
5. Зимняя И.А., Компетенция – компетентность: субъектная трансформация / И.А. Зимняя // Акмеология. – 2010. – № 2. – С. 47-51.
6. Зимняя И.А., Компетентностный подход. Какого его место в системе современных подходов к проблеме образования? (теоретико-методологический аспект) / И.А. Зимняя / Высшее образование сегодня. – 2006. – №8. – С. 20-26.
7. Кряжев А. ВЦИОМ увидел снижение политической активности до минимума за 17 лет / Сайт РБК: https://www.rbc.ru/politics/02/08/2021/61052d699a7947d73c58f35b (дата обращения: 25.09.2021).
8. Леонтьев А.Н., Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. – 2-е изд. – М.: Политиздат, 1977. – 304 с.
9. Лубский А.В., Гражданский патриотизм: о совместимости патриотизма и гражданственности в российском обществе / А.В. Лубский // Гуманитарий Юга России. – 2017. – №1. – С. 42-59.
10. Медведев И.Ф., Концепция самообразования: основные понятия и структура / И.Ф. Медведев // Теория инновационной деятельности. – С. 42-46.
11. Михайлова О.В. Повышение потребности в самообразовании студентов как ведущая проектная идея / О.В. Михайлова // Инновационные проекты и программы в образовании. – 2008. – №3. – С. 80-82.
12. Онушкин В.Г., Огарев Е.И., Проблема грамотности в контексте социальных перемен / В.Г. Онушкин, В.Г. Огарев // Человек и образование. – 2006. – №8-9. – С. 44-49.
13. Рыжко В.А. Научные концепции: социокультурный, логико-гносеологический и практический аспекты / В.А. Рыжко / Монография. – Киев: Наукова думка, 1985. – 182 с.
14. Тулькибаева Н.Н., Методические основы обучения учащихся решению задач по физике: автореф. дис. … д-ра пед. наук. – Л., 1989. – 32 с.
15. Шарова Т.М., Москальова Л.Ю., Ретроспективний аналіз розвитку інформаційного суспільства / Т.М. Шарова, Л.Ю. Москальова // Актуальные научные исследования в современном мире. – 2018. –  Т.7. – №39. – С. 31-35.
16. Beschasnaya Albina, Sidorov N. Information And Communication Aspects Of The Formation Of  Political Consciousness / 19th PCSF 2019 Professional Culture of the Specialist of the Future. 2019. – P.179-185. DOI:10.15405/epsbs.2019.12.20
17. Gerova N.V. Methodological Approaches to the Formation of Digital Competence Among Students of Pedagogical Universities / N.V. Gerova N.V. // International Scientific Conference "Digitalization of Education: History, Trends and Prospects". 2020. – P.794-799. DOI:10.2991/assehr.k.200509.141
18.  Hopkins Neil ,  Coster W. The Levellers, political literacy and contemporary Citizenship education in England  // Education Citizenship and Social Justice. 2018.14(1). – P.1-14. DOI:10.1177/1746197918760084
19. Sharov S. The structure of social competence of students in pedagogical university as a scientific problem / S. Sharov // Science and Education a New Dimension. Humanities and Social Sciences. VII(35), 213, 2019 Dec. – P.54-56. DOI:10.31174/SEND-HS2019-213VII35-12
20. Urban B., Joubert G.C.D.S. Multidimensional and comparative study on intellectual capital and organisational performance // Journal of Business Economics and Management. 2017. №18(1). P. 84-99. DOI:10.3846/16111699.2016.1255990
21. Zakharova I. Political Values And Political Activity Of University Students / 18th PCSF 2018 Professional Culture of the Specialist of the Future. 2018. – P.1620-1625. DOI:10.15405/epsbs.2018.12.02.173

Theoretical foundations of the process of formation of socio-political competence of future teachers *

Authors: Malkov Alexander Alexandrovich, Lecturer, Us Oksana Alexandrovna, PhD of Pedagogical sciences, Associate Professor , Department of General and Social Pedagogy, Kuban State University, Krasnodar

Keywords: competence; future teacher; personality quality; socio-political competence; citizenship; conviction; worldview.

In the conditions of political pressure on the independence and sovereignty of the Russian Federation, the problem of the formation of socio-political competence is relevant, especially in the educational environment and among future teachers. Within the framework of this publication, the purpose of the study is to determine the conceptual foundations for the formation of socio-political competence among students of pedagogical specialties. The scientific novelty lies in the attempt made by the authors to answer the research question posed in the article, which is related to the substantiation of the conceptual foundations for the formation of socio-political competence among students of pedagogical specialties. The assessment of the reliability of the presented results is based on an integrative approach, on the methods of analysis and synthesis of scientific literature. A comparative analysis of foreign experience in the formation of socio-political competence of students shows that the problem under study has not been sufficiently developed. According to the results of the study, the components of the socio-political competence of students of pedagogical specialties are substantiated, and the existing foreign concepts of the formation of socio-political competence are analyzed. An analysis of domestic and foreign studies made it possible to establish that most of the scientific provisions put forward in the concept, characterizing the features of the formation of socio-political competence, are confirmed in other studies and do not contradict them.

* The article was prepared as part of the implementation of the project of the UNO "Kuban Science Foundation" No. PPN-21.1 / 51 "Mechanisms and technologies for countering the influence of the content of Internet resources and social networks on the national consciousness of young people."
{{ ELEMENTS.length }}
Наименование
Цена
Количество
Артикул : {{ item.MODEL }}
{{ item.STATUS }}
{{ item.PRICE }}
{{ item.OLD_PRICE }}
- +
Вы экономите: {{ DATA.TOTAL_DISCOUNT_SUM }}
Итого: {{ DATA.TOTAL_SUM }}
Вы можете вернуться в каталог и продожить покупки
Вернуться и продолжить покупки