Предпосылки и этапы развития педагогического компонента в российском медицинском образовании

Журнал «KANT» №3(44) 2022 [стр. 250-259]

DOI: 10.24923/2222-243X.2022-44.46

Авторы: Зинкевич Елена Романовна, доктор педагогических наук, профессор, Яцевич Наталья Анатольевна, ассистент, Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет, Санкт-Петербург

Ключевые слова: педагогический компонент; медицинское образование; деонтологическое воспитание; педагогическая культура; идеологические смыслы; компетентностный подход.

Цель исследования – выявить предпосылки и этапы развития педагогического компонента в российском медицинском образовании. Научная новизна заключается в анализе процесса становления педагогического компонента в российском медицинском образовании. Значимость такого исследования обусловлена необходимостью сохранения и дальнейшего развития лучших традиций отечественного медицинского образования. В результате теоретического анализа выявлены предпосылки развития педагогического компонента в российском медицинском образовании, а также три этапа, каждый из которых характеризуется своими особенностями.

скачать

Литература:
1. Акимова С.Л. Врачи и ученые Петербурга. Биографические очерки. – СПб.: Санкт-Петербургский общественный фонд "Поддержка медицины", 2011. – 88 с.
2. Антология педагогической мысли России второй половины XIX – начала ХХ века: учебное пособие / сост. П.А. Лебедев. – М.: Педагогика, 1990. – 608 с.
3. Барабанщиков А.В., Муцынов С.С. Проблемы педагогической культуры: о педагогической культуре преподавателя высшего военного учебного заведения: учебное пособие. – Вып. 1. – М.: Военное дело, 1980. – 208 с.
4. Бухарина Т.Л., Аверин В.А. Психолого-педагогические аспекты медицинского образования: монография. – Екатеринбург: Рос. акад. наук, Урал. отд-ние, 2002. – 402 с.
5. Вайль С.С. Некоторые вопросы врачебной деонтологии: учебное пособие. – 3-е изд., доп. – Л.: Медицина, 1969. – 45 с.
6. Васильева Е.Ю. и др. Педагогика в клинической практике врача: учебное пособие. – Архангельск: Изд-во Северного государственного медицинского университета, 2017. – 118 с.
7. Вацкель Е.А., Денишенко В.А. Педагогические аспекты развития рефлексии у клинических ординаторов первого года обучения. – Вопросы методики преподавания в вузе. – 2021. – Том 10. – № 38. – С. 8-14.
8. Гаврилов А.В. Развитие теории профессионально-педагогической культуры преподавателя вуза в контексте личностно-ориентированного образования: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01. – Ростов-н/Д., 2000. – 25 с.
9. Грибовский М.В. Реформа высшей медицинской школы на рубеже 1920-1930-х годов // Вопросы образования. – 2006. – № 3. – С. 141-152.
10. Джуринский А.Н. История образования и педагогической мысли: учебное пособие. – М.: Владос-Пресс, 2004. – 400 с.
11. Заблудовский П.Е. Развитие русской медицины в первой половине XIX века: лекции. – М.: Государственное издательство медицинской литературы, 1955. – 40 с.
12. Заблудовский П.Е., Крючок Г.Р. И др. История медицины: учебник для студентов медицинских вузов. – М.: Медицина, 1981. – 306 с.
13. Захарченко М.В. Культура и образование в перспективе традиции. Традиция как предмет теоретического осмысления: монография. – СПб.: СПбАППО, 2007. – 164 с.
14. Захарьин Г.А. Клинические лекции и избранные статьи: лекции. – М.: Печатня А. И. Снегиревой, 1910. – 557 с.
15. Зинкевич Е.Р. Здоровьесберегающие технологии в обучении студентов-медиков // Материалы конгресса с международным участием "Здоровые дети – будущее страны". Спецвыпуск журнала Педиатр. – 2017. – (Т. 8). – С. 124-126.
16. Змеев Л.Ф. Русские врачебники: Исследование в области нашей древней врачебной письменности: монография. – СПб.: Типография В. Ф. Демакова, 1896. – 276 с.
17. История Московского университета: коллективная монография / отв. ред. М. Н. Тихомиров. – Т. 2. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1955. – 354 с.
18. Катеров В.И. Введение во врачебно-клиническую практику: учебно-методическое пособие. – Казань: Таткнигоиздат, 1960. – 220 с.
19. Компетентностно-ориентированное обучение в медицинском вузе: Учебно-методическое пособие / под ред. Е. В. Лопановой. – Омск: Полиграфический центр КАН, 2012. – 198 с.
20. Кудрявая Н.В., Уколова Е.М., Молчанов А.С. и др. Врач-педагог в изменяющемся мире: традиции и новации: учебное пособие / под ред. Н.Д. Ющука. – М.: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2001. – 304 с.
21. Куликов С.И. Педагогические основания профессиональной деятельности современного врача: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. – Калининград, 2011. – 283 с.
22. Мандриков В.Б., Артюхина А.И. Педагогические знания в структуре непрерывного медицинского образования // Здоровье и образование в XXI веке. Журнал научных статей. – 2017 – №2. – С. 61 – 63.
23. Марчукова С.М. Медицина в зеркале истории: монография. – М.: Европейский дом, 2003. – 272 с.
24. Мещерякова М.А. Учебный процесс вуза в системе управления качеством профессиональной подготовки врачей: монография. – М.: КДУ, 2006. – 140 с.
25.  Мирский М.Б. Медицина России XVI-XIX веков: монография. – М.: РОССПЭН, 1996. – 400 с.
26. Мудров М.Я. Избранные произведения. – М.: Изд-во АМН СССР, 1949 – 240 с.
27. Пашков К.А., Белолапоткова К.А. Учебно-методическое пособие к семинарским занятиям по истории медицины: учебное пособие. – М.: Вече, 2004. – 248 с.
28. Петрова В.Н. Роль педагогики в процессе обучения ординаторов. – Медицинское образование и вузовская наука. – 2017. – № 1(9). – С.39-42.
29. Пирогов Н.И. Избранные педагогические сочинения: монография / сост. В. З. Смирнова. – М.: АПН РСФСР, 1953. – 752 с.
30. Пирогов Н.И. Чего мы желаем? // Сочинения. – Т. 1. – Киев: Пироговское т-во, 1910. – С. 121-170.
31. Приказ № 8 МЗ РФ от 15.01.21 "Об утверждении Стратегии формирования здорового образа жизни населения, профилактики и контроля неинфекционных заболеваний на период до 2025 года" [Электронный ресурс] // Законы, кодексы и нормативно-правовые акты в Российской Федерации. Режим доступа: https://legalacts.ru/doc/prikaz-minzdrava-rossii-ot-15012020-n-8-ob-utverzhdenii/
32. Пряникова В.Г., Равкин З.И. История образования и педагогической мысли: учебник-справочник. – М.: Новая школа, 1995. – 95 с.
33. Реформы образования: аналитический обзор / под ред. В.М. Филиппова. – М.: Центр сравнительной образовательной политики, 2003. – 303 с.
34. Сорокина Т.С. История медицины: учебное пособие. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Академия, 2004. – 560 с.
35. Трегубова Е.С. Научно-методологическое обоснование системы управления качеством подготовки специалистов для системы здравоохранения в медицинском вузе: автореф. дис. ... д-ра мед. наук: 14.02.03. – СП., 2014. – 46 с.
36. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 060101 Лечебное дело (квалификация (степень) "специалист"): утв. приказом Минобрнауки РФ 09.02.2016 N 95 (ред. от 08.08.2016) [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система "Консультант Плюс". Режим доступа: http://www.consultant.ru

Prerequisites and stages of development of the pedagogical component in Russian medical education

Authors: Zinkevich Elena Romanovna, DSc of Pedagogical sciences, Professor, Yatsevich Natalya Anatol'evna, Assistent, St. Petersburg State Pediatric Medical University, St. Petersburg

Keywords: pedagogical component; medical education; deontological education; pedagogical culture; ideological meanings; competence approach.

The purpose of the study is to identify the prerequisites and stages of development of the pedagogical component in Russian medical education. The scientific novelty lies in the analysis of the process of formation of the pedagogical component in Russian medical education. The significance of such a study is due to the need to preserve and further develop the best traditions of domestic medical education. As a result, the prerequisites for the development of the pedagogical component in Russian medical education, as well as three stages, each of which is characterized by its own characteristics, are revealed.
{{ ELEMENTS.length }}
Наименование
Цена
Количество
Артикул : {{ item.MODEL }}
{{ item.STATUS }}
{{ item.PRICE }}
{{ item.OLD_PRICE }}
- +
Вы экономите: {{ DATA.TOTAL_DISCOUNT_SUM }}
Итого: {{ DATA.TOTAL_SUM }}
Вы можете вернуться в каталог и продожить покупки
Вернуться и продолжить покупки