Движение педагогов-новаторов как отражение новых тенденций в школьном историческом образовании в 1980-90-х гг. XX века (на примере Ставрополья)

Журнал «KANT» №3(44) 2022 [стр. 234-239]

DOI: 10.24923/2222-243X.2022-44.43

Авторы: Гринева Людмила Олеговна, старший преподаватель, Ставропольский государственный педагогический институт, Ставрополь

Ключевые слова: педагог-новатор; школьный учитель; реформа; общественное движение; историческое образование; воспитание; методика преподавания; педагогика сотрудничества; гуманизация; передовой опыт.

Движение педагогов-новаторов представляло собой инновационное общественно-педагогическое движение, перерастающее рамки образовательной сферы. Оно стало важнейшим фактором самоорганизации и саморазвития общества, энергией которого в дальнейшем обеспечивалось проведение в жизнь программ демократических реформ в сфере образования. Цель исследования – изучение развития движения школьных педагогов-новаторов в перестроечные годы на Ставрополье, появления методов и технологий, влияющих на коренные качественные изменения в структуре и содержании школьного исторического образования, с учетом влияния партийно-государственной политики. Научная новизна исследования состоит в попытке выявить и обобщить новые формы и методы изучения истории, внесённые в практику ставропольскими учителями-новаторами. В результате установлено, что движение педагогов-новаторов предложило новую модель школьного исторического образования, в которой обучение знаниям считалось лишь частью процесса воспитания гармонично и всесторонне развитой личности ребенка. Кроме того, движение привело к пониманию необходимости объединения усилий всех заинтересованных сторон для обеспечения равноправного союза науки и практики, традиций и новаций, так, чтобы педагог-практик мог использовать научную педагогику и психологию. В то же время новое движение помогло выявить все существующие противоречия в различных взглядах на систему общего образования, и благодаря этому дало различные пути их разрешения, в том числе, и в области школьного исторического образования.

скачать

Литература:
1. Педагогика сотрудничества (отчёт о встрече учителей-экспериментаторов) // Учительская газета. – 17.10.2006.
2. Проблема формирования духовности личности в отечественной педагогике: (конец XIX в. – 90-е г. ХХ в.) / Т.Б. Игнатьева // Духовность личности: проблемы образования и воспитания : монография / Рос. акад. образования, Ин-т теории и истории педагогики, Лаб. методологии ист.-пед. исслед. – М.: ИТП РАО, 2004. 357 с.
3. Днепров Э.Д. Современная школьная реформа в России. – М.: Наука, 1998. – 463 с.
4. Разномыслие в СССР и России (1945-2008): Сборник материалов научной конференции, 15-16 мая 2009 г., Европейский университет в Санкт-Петербург / под общ. ред. Б.М. Фирсова. – СПб. : Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2010.
5. Ищенко В.А., Перковская Г.А., Топчиева В.И., Ушмаева К.А. Историческое образование в России: конец ХIХ-начало ХХI в. – Ставрополь, 2005. – 148 с.
6. Днепров Э. Верю в учителя // Правда. – 1987. 1 июня.
7. А.Б. Орлов, В.Г. Щур К итогам Всесоюзной научно-практической конференции "Развитие инициативы и творчества учителей в условиях реформы общеобразовательной школы". – Режим доступа: http://www.voppsy.ru/issues/1987/872/872186.htm
8. ГАСК. Ф. 1901. ОП.1. Д. 867. Л.67.
9. ГАСК. Ф. 2174.ОП.5.Д. 1565. Л.16.
10. ГАСК. Ф. 2174. ОП.5. Д. 1569. Л.2.
11. ГАСК. Ф. 2174. ОП. 5. Д. 1565. Л.128.
12. ГАСК. Ф. 1901. ОП.1. Д. 867. Л.60.
13. Батурина Т. П. Александр Божко [Нар. учитель СССР] / Т. Батурина. – Ставрополь: Кн. изд-во, 1989. – 252 с.
14. ГАСК. Ф. 2174. ОП.5. Д. 1565. Л.80.
15. Манаенко Г.Н., Панаско Е.В. Урок на послезавтра: Кн. о работниках образования г. Ставрополя, удостоен. почет. звания "Засл. учитель школы РФ": (Очерки и зарисовки). – Ставрополь: Изд-во СГУ, 1997. – 238 с.
16. ГАСК. Ф.1901. ОП.1. Д.867. Л.74.
17. Степанов С.А. О перестройке преподавания общественных наук // Преподавание истории в школе. – 1990. – № 3.
18. ГАСК. Ф.2174. ОП.5. Д.1565. Л.101, 82.

The movement of innovative teachers as a reflection of new trends in school historical education in the 1980-90s XX century (on the example of Stavropol region)

Authors: Grineva Lyudmila Olegovna, Senior Lecturer, Stavropol State Pedagogical Institute, Stavropol

Keywords: teacher-innovator; school teacher; reform; social movement; historical education; upbringing; teaching methods; pedagogy of cooperation; humanization; best practices.

The movement of innovative teachers was an innovative social and pedagogical movement that outgrew the framework of the educational sphere. It became the most important factor in the self-organization and self-development of society, the energy of which further ensured the implementation of democratic reform programs in the field of education. The purpose of the study is to study the development of the movement of school teachers-innovators in the perestroika years in the Stavropol Territory, the emergence of methods and technologies that affect fundamental qualitative changes in the structure and content of school history education, taking into account the influence of party and state policy. The scientific novelty of the study lies in an attempt to identify and generalize new forms and methods of studying history, introduced into practice by Stavropol innovative teachers. As a result, it was found that the movement of innovative teachers proposed a new model of school historical education, in which teaching knowledge was considered only a part of the process of educating a child's harmoniously and comprehensively developed personality. In addition, the movement led to an understanding of the need to combine the efforts of all interested parties to ensure an equal union of science and practice, traditions and innovations, so that the practicing teacher could use scientific pedagogy and psychology. At the same time, the new movement helped to reveal all the existing contradictions in various views on the system of general education, and thanks to this, provided various ways to resolve them, including in the field of school history education.
{{ ELEMENTS.length }}
Наименование
Цена
Количество
Артикул : {{ item.MODEL }}
{{ item.STATUS }}
{{ item.PRICE }}
{{ item.OLD_PRICE }}
- +
Вы экономите: {{ DATA.TOTAL_DISCOUNT_SUM }}
Итого: {{ DATA.TOTAL_SUM }}
Вы можете вернуться в каталог и продожить покупки
Вернуться и продолжить покупки