Статусная характеристика жанров военно-деловой речи в военном институциональном дискурсе

Журнал «KANT» №3(44) 2022 [стр. 227-233]

DOI: 10.24923/2222-243X.2022-44.42

Авторы: Гончарова Мария Валерьевна, преподаватель, Новосибирское высшее военное командное училище; аспирант, Новосибирский государственный технический университет, Новосибирск

Ключевые слова: военный дискурс; жанры военного дискурса; военно-деловая коммуникация; командно-деловая речь; жанровая компетенция; жанровый подход; русский язык как иностранный; профессионально-ориентированное обучение; язык специальности.

Цель исследования – определить место жанров военно-деловой коммуникации учебно-профессиональной сферы в рамках военного дискурса для дальнейшего обоснования релевантности жанрового подхода при обучении иностранных курсантов русскому языку как иностранному с соблюдением принципа учета специальности. В статье рассматриваются характеристики военного дискурса с точки зрения жанрового разнообразия, прагматических особенностей и отношения к функционально-семантическим стилям. Научная новизна характеризуется уточнением статуса военно-деловой речи в учебно-профессиональной среде военных вузов командного профиля, а также их характеристикой с точки зрения жанровых, функционально-стилистических и языковых особенностей. В результате выявлено, что система жанров военно-деловой речи, актуальная для учебного процесса военного вуза командного профиля, относится к институциональному типу дискурса, характеризуется взаимопроникновением научного и официально-делового стилей с доминантой последнего, включает директивные ("Тактическое задание", "Боевой приказ") и информативные типы жанров ("Решение", "Доклад").

скачать

Литература:
1. Бондарчук И. А. К проблеме исследования военного дискурса // Scripta Manent. – 2016. – № 22. – С. 31-37.
2. Боровик М. Г. Жанровая специфика деловой речи военных в учебно-профессиональной сфере // Новое в лингвистике и методике преподавания иностранных и русского языков / СПбГЭУ. – 2017. – С. 141-148.
3. Гальскова Н. Д., Гез Н. И. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика: учеб. пособие для студ. лингв. ун-тов и фак. ин. яз. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 2004. –  336с.
4. Гончарова М. В. Теоретические аспекты формирования жанровой компетенции курсантов при обучении русскому языку как иностранному (командный профиль) // Педагогика. Вопросы теории и практики. – 2022. – Т. 7. – № 3. – С. 265-273.
5 Государственный образовательный стандарт по русскому языку как иностранному. Второй уровень. Общее владение / Иванова Т.А. и др. – М. – СПб: Златоуст, 1999. – 40 с.
6. Карасик В. И. О типах дискурса // Языковая личность: институциональный и персональный дискурс: сб. науч. тр. – Волгоград, 2000. – 216 с.
7. Колесникова Н. И. Лингводидактическая концепция формирования жанровой компетенции учащихся в системе непрерывного языкового образования: монография. – Новосибирск: НГТУ.; М.: Флинта; Наука, 2009. – 406 с.
8. Колесникова Н. И. Жанровая компетенция как ключевое звено профессиональной коммуникативной компетенции // Сибирский педагогический журнал. – 2012. – № 8. – С. 115-118.
9. Кучинская Е. А., Ларченкова Е. В. К вопросу о жанрах военного англоязычного дискурса // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2017. – №5-1 (71). – С. 113-117.
10. Можаров М. В. Особенности военного дискурса // Язык и культура: Сборник статей XXVIII Международной научной конференции, Томск, 25-27 сентября 2017 года – Томск: Национальный исследовательский Томский государственный университет, 2018. – С. 150-152.
11.  Муранова С. А. Жанр воинского устава в коммуникативно-прагматическом аспекте: автореф. дис. ... канд. филол. наук. – Тверь, 2008. – 20 с.
12.  Орлова Н.О. Основные компоненты военного дискурса как особого типа институционального дискурса / Н. О. Орлова, О. Ю. Богданова, О. Л. Крамаренко // Казанская наука. – 2020. – № 11. – С. 161-163.
13.  Осипчук А.Е. Прагмалингвистические аспекты военно-делового текста // Жанры и типы текста в научном и медийном дискурсе: сб. науч. трудов, Орел, 18-19 сентября 2020 года. – Орёл: Орловский государственный институт культуры, 2020. – С. 52-70.
14.  Пассов Е. И. Основы коммуникативной теории и технологии иноязычного образования: методическое пособие для преподавателей русского языка как иностранного. – М.: Русский язык. Курсы, 2010. – 568 с.
15. Стрелковский Г. М. Теория и практика военного перевода. Немецкий язык. ? М.: Воениздат, 1979. ? 272 с.
16. Супрун И. В. Командно-деловая речь как аспект обучения профессиональному общению на русском языке в военном вузе // Проблемы преподавания русского языка в вузах инженерного профиля: материалы городского научно-методического семинара, Москва, 19-20 февраля 2003 года / под редакцией Г.М. Левиной. – М.: Янус-К, 2003. – С. 236-239.
17.  Торгун С. Н. 2.5. Стилевые особенности командно-деловой речи как основа профессионального общения военнослужащих // Гуманитарный аспект современного военного образования: коллективная монография / Министерство обороны Российской Федерации, Военный институт (Железнодорожных войск и военных сообщений) Военной академии материально-технического обеспечения имени генерала армии А. В. Хрулёва. – СПб. : ВВМ, 2018. – С. 135-140.
18. Уланов А. В. Прагмалингвистическое описание русского военного дискурса (на материале документов XIX века) // Филология и человек № 1, – 2013. – С. 65-75.
19. Ушаков Д. А. Формирование индивидуального стиля общения будущего офицера ВВ МВД России в условиях военного вуза // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. – 2013. – №2 (58). – С.178-181.
20. Уткина И. В. Оптимизация форм речевого общения военнослужащих в учебно-профессиональной сфер: автореф. дис. ... канд. филол. наук. – Тверь, 2006. – 21 с.
21. Фахрутдинова Д. Р. Структурирование жанрового пространства военного институционального дискурса // Ученые записки Казанского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2008. – Т. 150. – № 2. – С. 259-266.
22. Шашок Л. А. Характерные особенности военного дискурса (на материале работ отечественных лингвистов) // Политическая лингвистика. – 2018. – № 6 (72). – С. 116-119.
23. Шевченко М. А., Митчелл П. Д., Загайнов С. С. Компетентностный подход в обучении иноязычному военному дискурсу // Вестник ТГУ. – 2017. – №3 (167).
24. Шмелева Т. В. Речевой жанр. Возможности описания и использования в преподавании языка // Russistik. Русистика. Научный журнал актуальных проблем преподавания русского языка. ? Berlin, 1990. ? № 2. ? С. 20-32.
25. Щукин А. Н. Методика преподавания русского языка как иностранного: учебное пособие. М.: ФЛИНТА, – 2019. – 508 с.
26. Юсупова Т. С. Структурные особенности военного дискурса // Изв. Самар. науч. центра Рос. акад. наук. – 2009. – Т. 11. – Вып. 4. – С. 1055-1057.

Genres of official Military Speech in Military Institutional Discourse: Status and Characteristics

Authors: Goncharova Maria Valerievna, Senior Lecturer, Novosibirsk Higher Military Command School; Postgraduate student, Novosibirsk State Technical University, Novosibirsk

Keywords: military discourse; genres of military discourse; official military communication; command speech; genre competence; genre approach; Russian as a foreign language; professionally oriented teaching; language for special purposes.

The purpose of the study is to determine the place of genres of official military communication in the educational and professional sphere within the framework of military discourse in order to further substantiate the relevance of the genre approach in teaching Russian as a foreign language to foreign cadets in compliance with the principle of professionally oriented teaching. The article examines the characteristics of military discourse reflected in terms of genre diversity, pragmatic features and attitudes towards functional-semantic styles. The scientific novelty consists in clarifying the status of military business speech in the educational and professional environment of military higher educational institutions of a command profile, as well as in their characterization from the point of view of genre, stylistic and language features. As a result, it was revealed that the system of genres of official military speech, which is relevant for the educational process of a military university of a command profile, belongs to the institutional type of discourse, is characterized by the interpenetration of scientific and official-business styles with the official dominant, includes directives ("Tactical task", "Combat order") and informative types of genres ("Decision", "Report").
{{ ELEMENTS.length }}
Наименование
Цена
Количество
Артикул : {{ item.MODEL }}
{{ item.STATUS }}
{{ item.PRICE }}
{{ item.OLD_PRICE }}
- +
Вы экономите: {{ DATA.TOTAL_DISCOUNT_SUM }}
Итого: {{ DATA.TOTAL_SUM }}
Вы можете вернуться в каталог и продожить покупки
Вернуться и продолжить покупки