Методологические основания формирования надпрофессиональных качеств выпускников СПО в условиях дуального образования
Журнал «KANT» №3(44) 2022 [стр. 223-227]
DOI: 10.24923/2222-243X.2022-44.41
Ключевые слова: среднее профессиональное образование; Федеральные государственные образовательные стандарты; профессиональные стандарты; студент; надпрофессиональные качества выпускников; дуальное образование; системно-деятельностный подход.
Цель исследования – выявить методологические основания формирования надпрофессиональных качеств выпускников СПО в условиях дуального образования. Научная новизна заключается в обосновании идеи влияния дуального образования на повышение эффективности формирования надпрофессиональных качеств студентов и выявлении методологических положений, лежащих в основе этой идеи. В результате выявлены надпрофессиональные требования, предъявляемые профессиональным сообществом к потенциальным работникам и лежащие сверх требований Федеральных государственных образовательных стандартов; обоснована реализация системно-деятельностного подхода с учетом соответствующих принципов как методологических оснований разработки системы формирования надпрофессиональных качеств студентов; рассмотрены организационный и учебный аспекты формирования надпрофессиональных качеств студентов в условиях дуального образования.
Литература:
1. Гильманова Г.Р. Дидактические принципы системно – деятельностного подхода // Экономика и социум. – 2017. – № 9 (40). – С. 450-465.
2. Касторных Л.М., Чобану Л.А. Практика формирования общих компетенций в процессе профессионального обучения // Матрица научного познания. – 2021. – № 10-1. – С. 25-29.
3. Миниахметова О.В. Основные надпрофессиональные качества личности, востребованные современными работодателями // Проблемы взаимодействия науки и общества : сборник статей Международной научно-практической конференции. – 2018. – С. 117-119.
4. Невмятуллина Х.А., Графушин Р.В., Зерекидзе А.Д. Профессиональные стандарты для формирования компетенций в образовательных программах // Компетентность. – 2022. – № 4. – С. 4-9.
5. Смолякова О.В. Организация процесса обучения в рамках системно-деятельностного подхода // Студенческий форум. – 2021. – № 40-1 (176). – С. 39-41.
6. Тарелкина М.Б. Дуальное образование как основа подготовки в СПО // История и перспективы развития транспорта на севере России. – 2020. – № 1. – С. 178-180.
7. Юсупова Л.С. Развитие профессиональных компетенций студентов СПО на уровне стандартов WORLDSKILLS // Велес. – 2020. – № 8 (86). – С. 87-93.
1. Гильманова Г.Р. Дидактические принципы системно – деятельностного подхода // Экономика и социум. – 2017. – № 9 (40). – С. 450-465.
2. Касторных Л.М., Чобану Л.А. Практика формирования общих компетенций в процессе профессионального обучения // Матрица научного познания. – 2021. – № 10-1. – С. 25-29.
3. Миниахметова О.В. Основные надпрофессиональные качества личности, востребованные современными работодателями // Проблемы взаимодействия науки и общества : сборник статей Международной научно-практической конференции. – 2018. – С. 117-119.
4. Невмятуллина Х.А., Графушин Р.В., Зерекидзе А.Д. Профессиональные стандарты для формирования компетенций в образовательных программах // Компетентность. – 2022. – № 4. – С. 4-9.
5. Смолякова О.В. Организация процесса обучения в рамках системно-деятельностного подхода // Студенческий форум. – 2021. – № 40-1 (176). – С. 39-41.
6. Тарелкина М.Б. Дуальное образование как основа подготовки в СПО // История и перспективы развития транспорта на севере России. – 2020. – № 1. – С. 178-180.
7. Юсупова Л.С. Развитие профессиональных компетенций студентов СПО на уровне стандартов WORLDSKILLS // Велес. – 2020. – № 8 (86). – С. 87-93.
Methodological foundations for the formation of supraprofessional qualities of vocational graduates in the context of dual education
Keywords: secondary vocational education; Federal state educational standards; professional standards; student; supraprofessional qualities of vocational graduates; dual education; system-activity approach.
The purpose of the study is to identify the methodological foundations for the formation of supraprofessional qualities of vocational graduates in the context of dual education. The scientific novelty lies in the substantiation of the idea of the influence of dual education on increasing the effectiveness of the formation of students' supraprofessional qualities and identifying the methodological provisions underlying this idea. As a result, supra-professional requirements were identified that are imposed by the professional community on potential employees and lie above the requirements of the Federal State Educational Standards; the implementation of the system-activity approach is substantiated, taking into account the relevant principles as methodological foundations for the development of a system for the formation of students' supra-professional qualities; the organizational and educational aspects of the formation of supraprofessional qualities of students in the conditions of dual education are considered.