Организация изучения академического рисунка в художественно-педагогической подготовке студентов

Журнал «KANT» №3(44) 2022 [стр. 211-219]

DOI: 10.24923/2222-243X.2022-44.39

Авторы: Волкова Татьяна Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры Рисунка, Институт изящных искусств, Московский педагогический государственный университет, Москва, Гусакова Ирина Михайловна, старший преподаватель кафедры Инженерной графики и компьютерного моделирования, Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет, Москва

Ключевые слова: изобразительная грамотность; академический рисунок в педагогических вузах; выразительные средства графика: линия; пятно; краткосрочный рисунок.

Цель исследования – раскрыть особенности организации обучения рисунку в художественно-педагогической подготовке студентов. В статье рассматриваются основные способы применения краткосрочных графических зарисовок при изучении академического рисунка. Отмечены основные затруднения, возникающие у обучающихся в процессе обучения, и даются рекомендации по их решению. Краткосрочные задания, применяемые нами в процессе работы со студентами на занятиях рисунком, стимулируют композиционное мышление, знакомят со средствами, приемами, правилами, законами графической композиции, дают возможность студентам грамотно сочетать графические материалы. Упражнения, которые мы разработали, опираются на методические разработки в области академического рисунка ХХ века, когда в изобразительном искусстве появилась эклектика и педагоги изобразительного искусства стали позволять студентам в большей степени сочетать разные графические материалы вслед за отдельными передовыми художниками этой эпохи. Была проведена работа со студентами направленности "Дизайн", "ДПИ" с 2013 года по 2016 год. Работа со студентами направленности "Изобразительное искусство" в данной области началась с 2010 года и длится по настоящее время. Научная новизна заключается в разработке и экспериментальной проверке методических рекомендаций, отдельных аспектов организации изучения рисунка будущими педагогами-художниками. В результате выявлены условия организации обучения рисунку при выполнении обучающимися практических работ, которые позволяют повысить эффективность проведения занятий по академическому рисунку и композиции.

скачать

Литература:
1. Бесчастнов Н.П. Графика натюрморта: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению подгот. дипломир. специалистов "Художеств. проектирование изделий текстил. и лег. пром-сти" / Н.П. Бесчастнов. – М.: ВЛАДОС, 2008. – 255 с.; ил.; 48 с. цв. Ил. – (Изобразительное искусство).
2. Бесчастнов Н.П. Черно-белая графика: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности "Художеств. проектирование текстильных изделий" /Н.П. Бесчастнов. – М.: ВЛАДОС, 2008. – 271 с.: ил. – (Изобразительное искусство).
3. Власов В.Г. Силуэт // Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 10 т. – СПб.: Азбука-Классика. – Т. VIII. – 2008. – С. 764
4. Выготский Л.С. Психология искусства. – М.: Искусство, 1968. – 576 с.
5. Голубева О.Л. Основы композиции : учебник для студентов вузов, изучающих курс "Основы композиции". – 3-е изд. – М.: В. Шевчук, 2008. – 144 с.: ил.
6. Грабарь И.Э. О преподавании рисунка / И.Э. Грабарь // Вопросы художественного образования. – Л.: Ин-т живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина. – Вып. XV. – 1976. – С. 79-81.
7. Даглдиян К.Т. Декоративная композиция: учебн. пособие / К.Т. Даглдиян. Изд 2-е, перераб. и доп. Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 312, [1] с. ил.., [32] л., ил. – (Высшее образование)
8. Зинченко В.П. Развитие творческих способностей на занятиях академическим рисунком / В.П. Зинченко. – Ростов-на-Дону: РГПУ, 1996. – 126 с.
9. Лушников Б.В. Рисунок. Изобразительно-выразительные средства.: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности "Изобраз. искусство" / Б.В. Лушников, В.В. Перцов. –  М.: ВЛАДОС, 2006. – 240 с.; ил.. – (Изобразительное искусство).
10.    Ростовцев Н.Н. Академический рисунок. Курс лекций: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. – М.: Просвещение, 1973. – 303 с. с ил.
11.    Соловьева Б.А. Искусство рисунка. – Л.: Искусство: Ленингр. отд-ние, 1989. – 255 [1] с., [1] л. ил.: ил.; 25 см.
12.    Игнатьев Е.И. Психология / Е.И. Игнатьев, Н.С. Лукин, М.Д. Громов – М.: Просвещение, 1965. -344 с.
13.    Кузин В.С. Психология: учебник / В.С. Кузин. – М.: Высшая школа, 1974. – 280 с.
14.    Лаптев А.М. Рисунок пером / Алексей Лаптев. – М.: ЭКСМО, 2017. – 144 с.: ил.
15.    Лебёдко В.К. Научно-методический опыт Н.Н. Ростовцева. Краткий очерк / В.К. Лебёдко // Рисунок вчера, сегодня, завтра. – М.: Прометей, 2013. – С. 43-49.
16.    Традиции школы рисования Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии имени А.Л. Штиглица: Альбом / отв. ред.  В.В. Пугин. – Лики России, 2009. – 256 с.

Organization of the study of academic drawing in the artistic and pedagogical training of students

Authors: Volkova Tatiana Vladimirovna, PhD of Pedagogical sciences, Аssociate Professor, Department Institute of Fine Arts, Moscow State Pedagogical University, Moscow, Gusakova Irina Mikhailovna, Senior Lecturer, Department of Engineering Graphics and Computer Modeling, Moscow State University of Civil Engineering (National Research University), Moscow

Keywords: visual literacy; academic drawing in pedagogical universities; expressive means of graphics: line; spot; short-term drawing.

The purpose of the study is to reveal the features of the organization of drawing training in the artistic and pedagogical training of students. The article discusses the main ways of using short-term graphic sketches in the study of academic drawing. The main difficulties encountered by students in the learning process are noted, and recommendations for their solution are given. Short-term tasks used by us in the process of working with students in drawing classes stimulate compositional thinking, introduce the means, techniques, rules, laws of graphic composition, enable students to competently combine graphic materials. The exercises that we have developed are based on methodological developments in the field of academic drawing of the twentieth century, when eclecticism appeared in the visual arts and teachers of fine arts began to allow students to combine different graphic materials to a greater extent following individual advanced artists of this era. We worked with students of the Design, DPI orientation from 2013 to 2016. Work with students of the Fine Arts orientation in this field began in 2010 and continues to the present. The scientific novelty lies in the development and experimental verification of methodological recommendations, individual aspects of the organization of the study of drawing by future teachers-artists. As a result, the conditions for the organization of drawing training in the performance of practical work by students have been identified, which make it possible to increase the effectiveness of academic drawing and composition classes.
{{ ELEMENTS.length }}
Наименование
Цена
Количество
Артикул : {{ item.MODEL }}
{{ item.STATUS }}
{{ item.PRICE }}
{{ item.OLD_PRICE }}
- +
Вы экономите: {{ DATA.TOTAL_DISCOUNT_SUM }}
Итого: {{ DATA.TOTAL_SUM }}
Вы можете вернуться в каталог и продожить покупки
Вернуться и продолжить покупки