Учение Макса Шелера о политике и государстве в свете его аксиологии

Журнал «KANT» №3(44) 2022 [стр. 153-157]

DOI: 10.24923/2222-243X.2022-44.27

Авторы: Никулина Ольга Вячеславовна, кандидат философских наук, доцент, кафедра Философии и права, Сургутский государственный университет, Сургут

Ключевые слова: Макс Шелер; феноменология; аксиология; ценность; человек; власть; мораль; политика; право; государство.

Целью исследования является рассмотрение вопроса о ценностной обусловленности этих явлений в философии немецкого мыслителя. Немецкий мыслитель разработал учение об эмоционально-чувственном априоризме, посредством которого в созерцании "ухватывается" самоданность феноменов, а в опыте осуществляется реализация сущностных отношений. Его аксиология представляет собой сложную иерархическую систему с вертикальными и горизонтальными связями, где выделяются четыре уровня "ценностных модальностей": сенсорные, жизненные, духовные, священные ценности. Будучи объективными и общезначимыми феноменами, они предписывают правила и нормы, оценки и долженствования. Политическое и моральное поведение выводится Шелером из высшего предназначения человека - осуществлять в мире объективные ценности, независимые от субъективности и произвола людей. Политика - это стремление к власти, сознательно направляемое и управляемое идеями и ценностями. Она подчиняется порядку ценностей, который характерен для народа в определенной исторической ситуации. Политическое и моральное поведение исключают друг друга. Политика имеет дело с жизненными ценностями государства и народа, а не с индивидуальным счастьем. Ее приоритетами являются витальное существование целого и его свобода. Государство - это общая воля культурной совокупности личностей нации, фундированная в их действиях, но существующая самостоятельно. Его главная задача состоит в том, чтобы с помощью власти на основе общих правовых норм обеспечить развитие конкретной культуры социума. В результате анализа учения Макса Шелера о политике и государстве в свете его аксиологии на основе феноменологического подхода выявлена научная новизна исследования, которая заключается в прояснении роли и значения аксиологии для разработанных Максом Шелером концепций о политике и государстве.

скачать

Литература:
1. Шелер М. Феноменология и теория познания // Шелер М. Избранные произведения / пер. с нем. А.В. Денежкина, А.Н. Малинкина, А.Ф. Филиппова. – М.: Гнозис, 1994. – С. 195-258.
2. Шелер М. Формализм в этике и материальная этика ценностей // Шелер М. Избранные произведения / пер. с нем. А.В. Денежкина, А.Н. Малинкина, А.Ф. Филиппова. – М.: Гнозис, 1994. – С. 259-337.
3. Шелер М. Ordo amoris // Шелер М. Избранные произведения / пер. с нем. А.В. Денежкина, А.Н. Малинкина, А.Ф. Филиппова. – М.: Гнозис, 1994. – С. 339-377.
4. Шелер М. Ресентимент в структуре моралей / Пер. с нем. А.Н. Малинкина. – СПб.: Наука; Университетская книга, 1999. – 231 с.
5. Шелер М. Философские фрагменты из рукописного наследия. – М.: Институт философии, теологии и истории Св. Фомы, 2007. – 384 с.
6. Шелер М. Мысли о политике и морали. – М.: МСЛ, 2020. – 134 с.
7. Kelly E. Material Ethics of Value: Max Scheler and Nicolai Hartmann. – Hardcover: Springer, 2011. – 254 p.

Max Scheler's doctrine of politics and the state in the light of his axiology

Authors: Nikulina Olga Vyacheslavovna, PhD of Philosophy, Associate Professor, Department of Philosophy and Law, Surgut State University, Surgut

Keywords: Max Scheler; phenomenology; axiology; value; human; power; morality; politics; law; state.

The purpose of the study is to consider the question of the value conditionality of these phenomena in the philosophy of the German thinker. The German thinker developed the doctrine of emotional-sensory apriorism, through which in contemplation the self-givenness of phenomena is "caught", and in experience the realization of essential relations is carried out. His axiology is a complex hierarchical system with vertical and horizontal connections, where four levels of "value modalities" are distinguished: sensory, vital, spiritual, sacred values. Being objective and universally significant phenomena, they prescribe rules and norms, assessments and obligations. Political and moral behavior is derived by Scheler from the highest destiny of man – to implement objective values in the world, independent of the subjectivity and arbitrariness of people. Politics is the desire for power, consciously directed and controlled by ideas and values. It obeys the order of values that is characteristic of a people in a certain historical situation. Political and moral behavior are mutually exclusive. Politics deals with the vital values of the state and the people, and not with individual happiness. Its priorities are the vital existence of the whole and its freedom. The state is the common will of the cultural totality of the nation's personalities, founded in their actions, but existing independently. Its main task is to ensure the development of a specific culture of the society with the help of the authorities on the basis of general legal norms. As a result of the analysis of Max Scheler's teachings on politics and the state in the light of his axiology based on the phenomenological approach, the scientific novelty of the study was revealed, which consists in clarifying the role and significance of axiology for the concepts of politics and the state developed by Max Scheler.
{{ ELEMENTS.length }}
Наименование
Цена
Количество
Артикул : {{ item.MODEL }}
{{ item.STATUS }}
{{ item.PRICE }}
{{ item.OLD_PRICE }}
- +
Вы экономите: {{ DATA.TOTAL_DISCOUNT_SUM }}
Итого: {{ DATA.TOTAL_SUM }}
Вы можете вернуться в каталог и продожить покупки
Вернуться и продолжить покупки