Методологическая культура и мировоззрение преподавателя: гносеологические аспекты актуализации
Журнал «KANT» №3(44) 2022 [стр. 148-153]
DOI: 10.24923/2222-243X.2022-44.26
Ключевые слова: преподаватель; студент; образование; деятельность; методология; культура; мировоззрение; гносеология.
Цель исследования – обосновать необходимость логико-гносеологического построения концептуальной модели взаимосвязи методологической культуры и мировоззрения преподавателя вуза. Новизна работы состоит в выявлении типолого-гносеологического конструктива в качестве основы понимающего мышления обучающего, активно влияющего на сущность его образовательной деятельности В результате исследования конкретизирована психолого-педагогическая интенциальность конструктива в диалектике методологической формы и мировоззренческого содержания. Доказано, что в интеллектуальном дискурсе мыследеятельной практики профессиональная компетентность преподавателя выражена образовательным сплавом его методологического знания и идейно-нравственной убежденности.
Литература:
1. Кабанов П.Г. Вопросы совершенствования методологической культуры педагога. – Томск: ТГУ, 1999. – 140 с.
2. Красин М.С. Методологическая культура личности: структурный анализ, компонентный состав и основные направления развития в системе среднего общего образования / М.С. Красин // Вестник Нижегородского ун-та им. Н.И. Лобачевского. – 2017. – № 4(48). – С. 189-198.
3. Лустин Ю.М. Концептуальные формы познания и интенциальность типологической рефлексии / Ю.М. Лустин // КANT. – 2022. – №2. – С.120-125.
4. Снопкова Е. И. Методологическая культура педагога: междисциплинарные основы и теоретическое содержание: монография / Е. И. Снопкова. – Могилев: МГУ имени А. А. Кулешова, 2017. – 188 с.
5.Устименко Д.Л. Методологическая структура научного онтического мировоззрения / Д.Л. Устименко // Вестник Адыгейского гос. ун-та. Сер. 1. – 2014. – № 2 (139). – С. 25-31.
1. Кабанов П.Г. Вопросы совершенствования методологической культуры педагога. – Томск: ТГУ, 1999. – 140 с.
2. Красин М.С. Методологическая культура личности: структурный анализ, компонентный состав и основные направления развития в системе среднего общего образования / М.С. Красин // Вестник Нижегородского ун-та им. Н.И. Лобачевского. – 2017. – № 4(48). – С. 189-198.
3. Лустин Ю.М. Концептуальные формы познания и интенциальность типологической рефлексии / Ю.М. Лустин // КANT. – 2022. – №2. – С.120-125.
4. Снопкова Е. И. Методологическая культура педагога: междисциплинарные основы и теоретическое содержание: монография / Е. И. Снопкова. – Могилев: МГУ имени А. А. Кулешова, 2017. – 188 с.
5.Устименко Д.Л. Методологическая структура научного онтического мировоззрения / Д.Л. Устименко // Вестник Адыгейского гос. ун-та. Сер. 1. – 2014. – № 2 (139). – С. 25-31.
Methodological culture and teacher's world view: gnoseological aspects of actualization
Keywords: teacher; student; education; activity; methodology; culture; worldview; epistemology.
The purpose of the study is to substantiate the need for a logical-epistemological construction of a conceptual model of the relationship between methodological culture and the worldview of a university teacher. The novelty of the work lies in identifying the typological and epistemological construct as the basis of the understanding thinking of the teacher, actively influencing the essence of his educational activity. As a result of the study, the psychological and pedagogical intentionality of the construct is specified in the dialectic of methodological form and worldview content. It is proved that in the intellectual discourse of thought-activity practice, the teacher's professional competence is expressed by the educational alloy of his methodological knowledge and ideological and moral conviction.