Расовая теория И. Канта в контексте колониального дискурса эпохи Просвещения

Журнал «KANT» №3(44) 2022 [стр. 140-145]

DOI: 10.24923/2222-243X.2022-44.24

Авторы: Клепикова Любовь Владимировна, кандидат философских наук, доцент кафедры Философии, Российский университет транспорта (МИИТ), Москва

Ключевые слова: Кант; колониализм; раса; европоцентризм; Просвещение; разум; знание; различие.

Статья посвящена анализу сочинений И. Канта с точки зрения того, каким образом эти сочинения вписываются в колониально-просветительский дискурс Нового времени. На протяжении долгого времени этот вопрос оказывался вне поля исследовательского внимания, потому что колониальный вопрос не считался центральным аспектом творчества И. Канта. Целью данной работы является попытка ответить на вопросы, во-первых, какое место занимало колониальное знание в онтологической и гносеологической системах И. Канта, во-вторых, какова была специфика кантовской расовой теории, и, в-третьих, каким образом в кантианской философии выстраивалась взаимосвязь между идеями о целостности мира и фактом существования других рас. В статье используется метод контекстуализации историко-культурного текста, предложенный Э. Саидом, позволяющий соотнести кантовские идеи непосредственно с системой мировоззрения, сложившейся в европейской интеллектуальной мысли в конце XVIII – начале XIX веков. Характерной особенностью расовой теории И. Канта является то, что она, с одной стороны, служила в качестве познавательной стратегии для систематизации знаний о покоренных народах в рамках научной картины мира, который мыслился как единый и целесообразный, с другой стороны, легитимировала господство европейцев над колониальным населением с точки зрения естествознания.

скачать

Литература:
1. Кант И.К вечному миру. URL: https://www.litmir.me/br/?b=647554&p=1 (дата доступа: 04.04.2022).
2. Кант И. Критика способности суждения // Кант И. Сочинения: в 8 т. – М.: Чоро, 1994. – Т. 5. – С. 217-225.
3.    Кант И. Критика чистого разума. – М.: ЭКСМО, 2021.
4. Кант И. Метафизика нравов в двух частях. – URL: http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000502/st000.shtml (дата доступа: 04.04.2022).
5. Кант И. О различных человеческих расах // Кант И. Сочинения: в 8 т. – М.: Чоро, 1994. – Т. 2. – С. 325-344.
6. Миловац Ж.В. Интеллектуализация спонтанной деятельности сознания: в плоскости воззрений И.Канта // Позиция. Философские проблемы науки и техники. – 2021. – № 15. – С. 21-25.
7. Саид Э. Ориентализм. Западные концепции Востока. – СПб.: Русский Мiръ, 2006.
8. Соссюр де Ф. Курс общей лингвистики. – URL: https://www.philol.msu.ru/~discours/images/stories/speckurs/saussure1 (дата доступа: 04.04.2022).
9. Фуко М. Нужно защищать общество: Курс лекций, прочитанных в Коллеж де Франс в 1975-1976 учебном году. – СПб.: Наука, 2005.
10.    Bernasconi, Robert (2001): Who Invented the Concept of Race? Kant's Role in the Enligthenment Construction of Race. In: Robert Bernasconi (Hg.), Race. Malden, Oxford: Blackwell Publishers, S. 11-36.
11.    Bernasconi, Robert (2006): Kant and Blumenbach's Polyps: A Neglected Chapter in the History of the Concept of Race. In: Sara Eigen, Mark Larrimore (Hg.), The German Invention of Race. New York: SUNY, S. 73-90.
12.    Bernasconi, Robert (2011): Kant's Third Thoughts on Race. In: Stuart Elden, Eduardo Mendieta (Hg.), Reading Kant's Geography. New York: Suny Press, S. 291-318.
13.    Eze, Emmanuel Chukwudi (1998): The Colour of Reason: The Idea of Race in Kant's Anthropology. In: P.H. Coetzee, A.P.J. Roux (Hg.), The African PhilosophyReader. New York, London: Routledge, S. 103-131.
14.    Farr, Arnold (2002): Can a Philosophy of Race Afford to Abandon the Kantian Categorical Imperative? In: Journal of Social Philosophy, Nr. 1, S. 17-32.
15.    Hall, Stuart (2002): Wann gab es "das Postkoloniale"? Denken an der Grenze. In: Sebastian Conrad, Shalini Randeria (Hg.), Jenseits des Eurozentrismus. Postkoloniale Perspektiven in den Geschichts– und Kulturwissenschaften. Frankfurta. M., New York: Campus, S. 219-246.
16.    Hostettler K. (2020) Kritik – Selbstaffirmation – Othering. Immanuel Kants Denken der Zweckmassigkeit und die koloniale Episteme. Bielefeld: Transcript Verlag.
17.    Kleingeld, Pauline (2007): Kant's Second Thoughts on Race. In: The Philosophical Quarterly, Nr. 57, S. 573-592.
18.    Kleingeld, Pauline (2014): Kant's Second Thoughts on Colonialism. In: Katrin Flikschuh, Lea Ypi (Hg.), Kant and Colonialism: Historical and Critical Perspectives. Oxford: Oxford University Press, S. 43-67.
19.    Lusebrink, Hans-Jurgen (2006): Von der Faszination zur Wissenssystematisierung: Die koloniale Welt im Diskurs der europaischen Aufklarung. In: Ders. (Hg.), Das Europa der Aufklarung und die auвereuropaische koloniale Welt. Gottingen: Wallstein Verlag, S. 9-18.
20.    Meyer, Annette (2017): Die Epoche der Aufklarung. Oldenbourg: Walter de Gruyter. Mikkelsen, Jon M. (2013): Translator's Introduction. In: Ders. (Hg. und Ubersetzer): Kant and the Concept of Race. Late Eighteenth-Century Writings. New York:SUNY, S. 1-40.
21.    Sloan, Phillip (2002): Preforming the Categories: Eighteenth-Century Generation Theory and the Biological Roots of Kant's A Priori. In: Journal of the History of Philosophy, Vol. 40, Nr. 2, S. 229-253.
22.    Sloan, Phillip (2006): Kant on the History of Nature: The Ambiguous Heritage of the Critical Philosophy for Natural History. In: Studies in History and Philosophy of Biologica and Biomedical Sciences, Nr. 37, S. 627-648.
23.    Sloan, Phillip (2014): The Essence of Race: Kant and Late Enlightenment Reflections (Essay Review). In: Studies in History and Philosophy of Biological and Biomedical Sciences, Nr. 47, S. 191-195.
24.    Zammito, John H. (2006): Policing Polygeneticism in Germany, 1775: (Kames,) Kant, and Blumenbach. In: Sara Eigen, Mark Larrimore (Hg.), The German Invention of Race. New York, S. 35-54.

The racial theory of I. Kant in the context of the colonial discourse of the Age of Enlightenment

Authors: Klepikova Liubov Vladimirovna, PhD of Philosophical sciences, Associate Professor, Department of Philosophy, Russian University of Transport (MIIT), Moscow

Keywords: Kant; colonialism; race; eurocentrism; Enlightenment; reason; knowledge; difference.

The paper deals with analysis of the works of I. Kant from the point how these works fit into the colonial-enlightenment discourse of the late modern period. During a long time, this issue was out of the research attention, because the colonial issue was not considered to be the central aspect of I. Kant's works. The purpose of the study is an attempt to answer the questions, firstly, what place did colonial knowledge occupy in the ontological and epistemological systems of I. Kant, secondly, what was the specificity of Kant's racial theory, and, thirdly, how in Kantian philosophy the relationship between the ideas about the world's wholeness and the fact of the existence of other races was constructed. This author uses the method of historical and cultural contextualization by E. Said, which allows us to correlate Kant's ideas directly with the worldview system that developed in European intellectual thought in the late 18th - early 19th centuries. A special feature of the Kantian racial theory is that, on the one hand, it served as a cognitive strategy for systematizing knowledge about the conquered peoples within the framework of the scientific picture of the world, which was conceived as unified and expedient, on the other hand, it legitimized the domination of Europeans over the colonial population in terms of natural science.
{{ ELEMENTS.length }}
Наименование
Цена
Количество
Артикул : {{ item.MODEL }}
{{ item.STATUS }}
{{ item.PRICE }}
{{ item.OLD_PRICE }}
- +
Вы экономите: {{ DATA.TOTAL_DISCOUNT_SUM }}
Итого: {{ DATA.TOTAL_SUM }}
Вы можете вернуться в каталог и продожить покупки
Вернуться и продолжить покупки