Становление понятия об образовании для лиц с ограниченными возможностями здоровья в международных документах

Журнал «KANT» №2(43) 2022 [стр. 335-339]

DOI: 10.24923/2222-243X.2022-43.60

Авторы: У Жунвэй, аспирант, Российский университет Дружбы народов, Москва

Ключевые слова: педагогика; инклюзивное образование; специальное образование; международное право; ограниченные возможности здоровья.

Цель исследования – выявление этапов истории развития представлений об образовании для лиц с ОВЗ в международных документах. Научная новизна –  сформулирован вывод о том, что динамика целеполагания и содержания международных документов отражает тенденцию к гуманизации современного общества, на данном этапе развития которого инклюзия инвалидов в общее образовательное пространство понимается как необходимая не только самим людям с ограниченными возможностями здоровья, но и всем остальным членам общества. По результатам выявлено, что разработка таких документов велась в течение второй половины ХХ века – начала XXI века в три этапа. Сначала, в 1949-1971 гг. – происходило становление понятия права инвалидов на образование; затем, в 1971-1993 гг. – наблюдались продвижение и популяризация понятия специального образования (осуществляемого в специализированных учебных заведениях); наконец, с 1994 года по наше время – происходят продвижение и популяризация идеи инклюзивного образования (осуществляемого в обычных образовательных организациях, где инвалиды обучаются вместе с другими людьми).

скачать

Литература:
1. Бабанова Е.М. Проблема реализации принципов инклюзии в условиях российской системы образования // Человек. Общество. Инклюзия. – 2016. – № 1 (25). – С. 17-21.
2. Всемирная декларация об образовании для всех (принята 5 марта 1990 г.). – URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/pdf/jomtien.pdf, 05.05.2022.
3. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948). – URL: https://base.garant.ru/10135532/, 04.05.2022.
4. Глебова С.В., Кузьмина Е.В. Формирование нормативно-правовой основы российского инклюзивного образования // Психология и педагогика инклюзивного образования: технологии, результативность, качество: Мат. Всерос. науч.-практ. конф. – Липецк: ЛГПУ, 2021. – С. 77-80.
5. Декларация о правах инвалидов (утверждена 9 декабря 1975 года). – URL: https://base.garant.ru/2560820/, 05.05.2022.
6. Декларация прав ребёнка от 20 ноября 1959 года. – URL: https://base.garant.ru/2562501/, 05.05.2022.
7. Коломенцева Н.М., Карпунина О.И. Нормативно-правовые основы инклюзивного образования // Современные образовательные технологии в подготовке педагога с учетом профессионального стандарта: Сб. мат. междунар. науч.-практ. конф. – Орехово-Зуево: ГГТУ, 2017. – С. 574-580.
8. Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования (Париж, 14 декабря 1960 г.). – URL: https://base.garant.ru/2540455/, 05.05.2022.
9. Конвенция о правах инвалидов (13 декабря 2006 г.). – URL: https://base.garant.ru/2565085/, 05.05.2022.
10 Конвенция о правах ребенка (Нью-Йорк, 20 ноября 1989 г.). – URL: https://base.garant.ru/2540422/, 05.05.2022.
11. Маслова Т.В. Нормативно-правовое регулирование инклюзивного профессионального образования // Социальные науки. – 2019. – № 3 (26). – С. 69-77.
12. Остапенко И.А., Крылова М.Н. Педагогика высшей школы: учебное пособие. – Зерноград: АЧИИ, 2017. – 178 с.
13. Права детей-инвалидов (11-29 сентября 2006 г.). – URL: https://fcoz.ru/international_obligations/2/1/2_41.pdf, 05.05.2022.
14. Рамки действий по образованию для лиц с особыми потребностями (7-10 июня 1994 г.). – URL: http://www.notabene.ru/down_syndrome/Rus/marcos.html, 05.05.2022.
15. Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов (20 декабря 1993 г.). – URL: https://docs.cntd.ru/document/1901913, 05.05.2022.
16. Феталиева Л.П. Государственное регулирование инклюзивного образования // Мир науки, культуры, образования. – 2018. – № 4 (71). – С. 212-213.

Formation of the concept of education for persons with disabilities in international documents

Authors: Wu Rongwei, Postgraduate, Peoples' Friendship University of Russia, Moscow

Keywords: pedagogy; inclusive education; special education; international law; limited health opportunities.

The purpose of the study was to identify the stages of the history of the development of ideas about education for people with disabilities in international documents. Scientific novelty – the conclusion is formulated that the dynamics of goal-setting and the content of international documents reflect the trend towards the humanization of modern society, at this stage of development of which the inclusion of disabled people in the general educational space is understood as necessary not only for people with disabilities themselves, but also for all other members of society. The results revealed that the development of such documents was carried out during the second half of the twentieth century – the beginning of the XXI century in three stages. First, in 1949-1971, there was the formation of the concept of the right of persons with disabilities to education; then, in 1971-1993, there was the promotion and popularization of the concept of special education (carried out in specialized educational institutions); finally, from 1994 to our time, there is the promotion and popularization of the idea of inclusive education (carried out in ordinary educational organizations where disabled people they study together with other people).
{{ ELEMENTS.length }}
Наименование
Цена
Количество
Артикул : {{ item.MODEL }}
{{ item.STATUS }}
{{ item.PRICE }}
{{ item.OLD_PRICE }}
- +
Вы экономите: {{ DATA.TOTAL_DISCOUNT_SUM }}
Итого: {{ DATA.TOTAL_SUM }}
Вы можете вернуться в каталог и продожить покупки
Вернуться и продолжить покупки