Научно-педагогический подход к исследованию проблемы гражданского воспитания в педагогике ХХ века

Журнал «KANT» №2(43) 2022 [стр. 327-331]

DOI: 10.24923/2222-243X.2022-43.58

Авторы: Серопян Ричард Игоревич, аспирант, Хоронько Любовь Яковлевна, доктор педагогических наук, профессор, Донской государственный технический университет, Ростов-на-Дону

Ключевые слова: патриотизм; гражданин; гражданственность; государство; воспитание личности; образование; культура; ценности; педагогика; методология.

Цель исследования – определить место и роль гражданского воспитания в педагогике XX века. В статье рассматривается, как методы преподавания дисциплин представителей "Франкфуртской школы", связанных с идеями гражданского воспитания, трансформировались на протяжении трех этапов и оказывали воздействие на состояние социально-педагогических и идейно-политических настроений, формирующих облик современной Европы. Научная новизна заключается в разработанных методах гражданского воспитания, с помощью которых мы можем влиять на сознание личности как целостного субъекта – носителя моральных и этических норм и ценностей. В результате приходим к пониманию, что социально-политические изменения становятся возможными благодаря вовлеченным гражданам, принимающих нравственно-правовые нормы.

скачать

Литература:
1. Бронзино Л. Ю. Критическая социология "Франкфуртской школы". // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. – 2007. – №3. – С. 52-67.
2. Давыдов Ю.Н. Критика социально-философских воззрений "Франкфуртской школы". – М.: Наука, 1977. – С. 399.
3. Маркузе. Г. Одномерный человек. – М. : Refl-book, 1994. – С.367.
4. Олешкова А.М. Критическая теория "Франкфуртской школы". // Контекст и рефлексия: философия о мире и человеке. 2020. №3А. С.125-134.
5. Солонин Ю.Н., Каган М.С. Культурология: учебник / под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана. – М.: Высшее образование, 2005. – С. 559.
6. Хоронько Л.Я., Цурцилина А.Ю. Особенности формирования педагогических воззрений представителей "Франкфуртской школы" в контексте гражданского воспитания. // Мир науки. Педагогика и психология. – 2018. – №3. – С. 1-8.
7. Шапинская Е.А. Массовая культура: очерк теорий. У истоков. // Культура культуры. – 2016. – №2. Электронный режим: https://cyberleninka.ru/article/n/massovaya-kultura-ocherk-teoriy-u-istokov (дата обращения 20.02.2022)
8. Шумаков В. И. Теория массовой культуры "Франкфуртской школы" в контексте культурфилософской рефлексии начала 1930-х годов // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. – 2014. – №4-1. – С. 68-76.
9. Янцен И.Д. Концепция "Одномерного человека" Герберта Маркузе. // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2020. – №1(43). – С. 119-121.

Scientific and pedagogical approach to the study of the problem of civic education in the pedagogy of the twentieth century

Authors: Seropyan Richard Igorevich, Postgraduate student, Horonko Lyubov Yakovlevna, DSc of Pedagogical sciences, Professor, Don State Technical University, Rostov-on-Don

Keywords: patriotism; citizen; citizenship; the state; personal education; education; culture; values; pedagogy; methodology.

The purpose of the study is to determine the place and role of civic education in the pedagogy of the XX century. The article examines how the methods of teaching the disciplines of the representatives of the "Frankfurt School" associated with the ideas of civic education were transformed over three stages and had an impact on the state of socio-pedagogical and ideological-political sentiments that shape the face of modern Europe. The scientific novelty lies in the developed methods of civic education, with the help of which we can influence the consciousness of the individual as an integral subject – the bearer of moral and ethical norms and values. As a result, we come to understand that socio-political changes become possible thanks to the involved citizens who accept moral and legal norms.
{{ ELEMENTS.length }}
Наименование
Цена
Количество
Артикул : {{ item.MODEL }}
{{ item.STATUS }}
{{ item.PRICE }}
{{ item.OLD_PRICE }}
- +
Вы экономите: {{ DATA.TOTAL_DISCOUNT_SUM }}
Итого: {{ DATA.TOTAL_SUM }}
Вы можете вернуться в каталог и продожить покупки
Вернуться и продолжить покупки