Особенности реализации детского экспериментирования в когнитивном развитии детей в разные возрастные периоды

Журнал «KANT» №2(43) 2022 [стр. 322-326]

DOI: 10.24923/2222-243X.2022-43.57

Авторы: Родина Неля Михайловна, преподаватель кафедры Хорового дирижирования и социально-культурных проектов, Ставропольский государственный педагогический институт, Ставрополь

Ключевые слова: детское экспериментирование; когнитивное развитие; исследовательская деятельность; дошкольный возраст; эксперимент; развитие дошкольников.

Цель исследования – раскрыть возможности детского экспериментирования в когнитивном развитии дошкольников. Научная новизна заключается в обосновании необходимости поэтапного формирования исследовательской деятельности в разные возрастные периоды, в результате которого дошкольники получают возможность устанавливать всю систему взаимосвязей между объектами окружающего мира. В результате выявлено, что детское экспериментирование направлено на изучение особенностей окружающего мира через исследовательские действия ребенка. Процесс формирования экспериментально-исследовательской деятельности ребенка представляет собой поэтапный многогранный процесс. К особенностям реализации детского экспериментирования в образовательном учреждении можно отнести непосредственное участие детей в исследовательской деятельности, использование практических действий, посильную форму исследовательских задач.

скачать

Литература:
1. Венгер Л. А., Мухина В. С. Развитие мышления дошкольников // Дошкольное воспитание. – 1994. – №7 – с. 34 – 37.
2. Выготский Л. С. Проблемы общей психологии // Собр. соч. в 6-ти томах. – М. : Педагогика, 1982. – т. 2. – 504 с.
3. Громова О. Е., Соломатина Г. Н. Времена года. Стихи. Рассказы. Игры. – М. : Сфера, 2021. – 112 с.
4 Громова О. Е., Соломатина Г. Н. Животные. Стихи. Рассказы. Игры. – М. : Сфера, 2021. – 160 с.
5. Громова О. Е., Соломатина Г. Н. Растения. Стихи. Рассказы. Игры. – М.: Сфера, 2021. – 112 с.
6. Иванова А. И. Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду. – М. : Просвещение, 2005. – 35 с.
7. Кабушко А. Ю., Соломатина, Г. Н. Методика ознакомления дошкольников с социальным миром в условиях предшкольного образования // Начальная школа плюс До и После. –  2011. – № 4. – С. 12.
8. Менчинская Н. А. Проблемы воспитания, обучения и психического развития ребенка. – М. : МПСИ, Воронеж: Модэк, 2004. – 512 с.
9. Мухина В. С. Психология дошкольника : учеб. пособие для пед. ин-тов и пед. училищ / под ред. Л. А. Венгера. – М. : Просвещение, 1975. – 239 с.
10. Поддьяков Н. Н. Методологические основы изучения и развития исследовательской деятельности. Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве / под ред. А.С. Обухова. – М.: НИИ школьных технологий, 2006. – С. 51-58.
11. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. –  СПб: Питер, 2000. –  712 с.
12. Саенко Л. А., Соломатина Г. Н. Сущность и структура воспитательного пространства // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. –  2020. –  № 5(80). –  С. 212-219.
13. Саенко Л. А., Соломатина Г. Н. Аналитические умения студентов: сущностные характеристики, уровни развития, факторы влияния // Научно-педагогическое обозрение. –  2021. –  № 4 (38). –  С. 68-75.
14. Соломатина Г. Н. Адаптивная образовательная среда для обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья // Специальное и инклюзивное образование: материалы Международной научно-практической конференции, Ярославль, 03-04 марта 2021 года. – Ярославль: Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского, 2021. – С. 40-44.
15. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015. – 128 с.

Peculiarity of the implementation of child experimentation in the cognitive development of preschoolers in different age periods

Authors: Rodina Nelya Mikhailovna, Lecturer, Stavropol State Pedagogical Institute, Stavropol

Keywords: children's experimentation; cognitive development; research activities; preschool age; experiment; development of preschoolers.

The purpose of the study is to reveal the possibilities of children's experimentation in the cognitive development of preschoolers. Scientific novelty involves rationale for exploratory activity formation on a step-by-step basis within different age periods resulting in pre-schoolers shall obtain the option to determinate the whole system of synergy between objects within the environment. As a result the following was found out: children's experimentation is directed to study of environment characteristics by research activities of a child.  The process of a child's experimental and research activity formation is represented by phased multifaceted process. Characteristics of realization of children's experimentation within educational institution shall also include direct involvement of children to research activity, usage of practical activities and adequate forms of research problems.
{{ ELEMENTS.length }}
Наименование
Цена
Количество
Артикул : {{ item.MODEL }}
{{ item.STATUS }}
{{ item.PRICE }}
{{ item.OLD_PRICE }}
- +
Вы экономите: {{ DATA.TOTAL_DISCOUNT_SUM }}
Итого: {{ DATA.TOTAL_SUM }}
Вы можете вернуться в каталог и продожить покупки
Вернуться и продолжить покупки