Актуализация Русского мира в современном обществе: практики образовательных организаций

Журнал «KANT» №2(43) 2022 [стр. 298-303]

DOI: 10.24923/2222-243X.2022-43.52

Авторы: Маслова Татьяна Федоровна, доктор социологических наук, профессор кафедры Дополнительного образования, Смагина Мария Викторовна, кандидат социологических наук, заведующий кафедрой Общей и практической психологии и социальной работы, Ставропольский государственный педагогический институт, Ставрополь

Ключевые слова: Русский мир; культурный интегратор; образовательное пространство; миграционная подвижность социума образовательные организации.

В настоящее время проблема Русского мира связывается с решением задач социальной консолидации, институционального обеспечения его развития в российских условиях. Цель исследования – раскрыть практики актуализации Русского мира как социального интегратора современного общества и личности в деятельности образовательных организаций соответственно меняющимися условиями социокультурной среды. Научная новизна заключается в попытке на основе материалов социологических исследований представить актуализацию Русского мира в качестве организационного процесса и направления работы образовательных организаций разного уровня. В результате идентификации признаков Русского мира в действиях образовательных организаций, установлено, что наибольшее внимание ими уделяется поддержке русского языка, исторической, культурной памяти, гражданской идентификации, созданию условий мотивации обучающихся на изучение русской культуры и истории. На основе анализа результатов эмпирических исследований, в том числе местного характера, обозначена модель сопровождения актуализации Русского мира, включающая систему поддержки, систему обеспечения, систему мониторинга.

скачать

Литература:
1. Ахиезер А.С. Россия критика исторического опыта: Т.2. Теория и методология. Словарь. – Новосибирск : Сибирский хронограф, 1998.
2. Бауман З. Индивидуализированное общество. – М. : Логос, 2005.
3. Исакиева З.С. К 75-летию депортации чеченцев и ингушей в Среднюю Азию и Казахстан: о жизни спецпереселенцев // Общество: философия, история, культура. – 2019. – № 4 (60).
4. Кавказ: русский взгляд [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.facebook.com
5. Лихачёв Д.С.О русской культуре и искусстве // Русская культура для взрослых. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: zen.yandex.
6. Малиновский Б. Научная теория культуры (фрагменты) // Вопросы философии. – 1983. – № 2.
7. Мукомель В. Интеграция мигрантов: вызовы, политика, социальные практики // Мир России. – 2011. – № 1 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.hse.ru/
8.Назарова Г.Ф. Фокина А.В. Русский мир: обновление подходов к концепции // Ученые записки Орловского государственного университета. -2015. – №6 (69).
9.Островская И.В. На разломе: из истории становления и развития русского движения в Крыму и Севастополе (1991март 2014 г.). – Симферополь : Антиква, 2019.
10.Пенькова Е.А. Русский мир как фактор социальной идентификации российской молодежи: дис. канд. соц. наук: 22.00.04. – М., 2012.
11. Петров В.Н. и др. Особенности адаптации иностранных студентов // Социс. – 2009. – №2. – С.117.
12. Тимаралиева А.В. Вклад тружеников тыла в победу в Великой Отечественной войне // Вестник Чеченского государственного университета. – 2015. – № 2 (18).
13. Тимаралиева А.В. Вклад тружеников тыла в победу в Великой Отечественной войне // Вестник Чеченского государственного университета. – 2015. – № 2 (18).
14. Тишков В.А. Русский мир: смысл и стратегии// Стратегии России. 2007. № 3. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www. etnograf.ru/node/61 (дата обращения 07.10.2014).
15. Тишков В.А., Шабаев Ю.П. Историческая память: формы сохранения, конструирования и презентации // Известия Коми научного центра УрО РАН. – 2019. – № 4 (40).
16. Щедрина О.В. Возможна ли мультикультурная модель интеграции в России? // Социс. – 2004. – №11. – С.86.

Actualization of the Russian world in modern society: practices of educational organizations

Authors: Maslova Tatyana Fedorovna, DSc of Sociological sciences, Professor, Department of Additional Education, Smagina Maria Viktorovna, PhD of Sociological sciences, Head of Department of General and Practical Psychology and Social Work, Stavropol State Pedagogical Institute, Stavropol

Keywords: Russian World; cultural integrator; educational space;migration mobility of society educational organizations.

Currently, the problem of the Russian world is associated with the solution of the problems of social consolidation, institutional support for its development in Russian conditions. The purpose of the researchis to reveal the practices of actualization of the Russian world as a social integrator of modern society and the individual in the activities of educational organizations in accordance with changing conditions socio-cultural environment. The scientific novelty lies in the attempt, on the basis of sociological research materials, to present the actualization of the Russian world as an organizational process and direction of work of educational organizations of different levels. As a result of the identification of the signs of the Russian world it has been determined that in the actions of educational organizations the greatest attention is paid to supporting the Russian language, historical, cultural memory, civic identification, creating conditions for motivating students to study Russian culture and history. Based on the analysis of the results of empirical research, including of a local nature, model for supporting the actualization of the Russian world, including a support system and a support system, has been allocated, a monitoring system.
{{ ELEMENTS.length }}
Наименование
Цена
Количество
Артикул : {{ item.MODEL }}
{{ item.STATUS }}
{{ item.PRICE }}
{{ item.OLD_PRICE }}
- +
Вы экономите: {{ DATA.TOTAL_DISCOUNT_SUM }}
Итого: {{ DATA.TOTAL_SUM }}
Вы можете вернуться в каталог и продожить покупки
Вернуться и продолжить покупки