Исследование признаков манипуляции в сфере образования

Журнал «KANT» №2(43) 2022 [стр. 225-230]

DOI: 10.24923/2222-243X.2022-43.40

Авторы: Вербицкая Ксения Александровна, преподаватель, Институт среднего профессионального образования, Кубанский государственный университет, Краснодар

Ключевые слова: манипуляция; профилактика манипуляций; манипулятивная педагогическая деятельность; макиавеллизм; актуализирующая педагогическая деятельность.

Цель исследования – определить признаки и последствия манипулятивного поведения педагогов. В статье обоснована актуальность постановки и решения задачи профилактики манипулятивного поведения у будущих педагогов. Раскрыты поведенческие признаки манипулятивного поведения педагогов, типичные ситуации его проявления и характерные эмоциональные реакции обучающихся на педагогическую манипуляцию. Научная новизна заключается в представлении ценностно-целевых ориентиров актуализирующей педагогической деятельности, как гуманистически приемлемой, личностно и общественно целесообразной, педагогически эффективной альтернативы манипулятивного поведения. В результате получены теоретические и эмпирические данные, в комплексе доказывающие, что альтернативой манипулятивному поведению педагогов является актуализирующая педагогическая деятельность, к которой необходимо готовить будущих педагогов в процессе профессионального образования.

скачать

Литература:
1. Маслоу, А. Мотивация и Личность / А. Маслоу. – СПб.: Питер, 2006. – 352 с.
2. Доценко, Е.Л. Психология манипуляции : Феномены, механизмы и защита / Е.Л. Доценко. – М. : ЧеРо : ЮРАЙТ, 2000. – 342 с.
3. Шейнов, В.П. Макиавеллизм личности: кто умело манипулирует людьми ? В.П. Шейнов. – Минск : Харвест, 2012. – 416 с.
4. Богуславский, М. В. Лабиринты манипулятивной педагогики // Директор школы. – 2002. – № 9. – С. 35-38.
5. Шейнов, В.П. Психологическая виктимизация жертв издевательств как источник их отрицательных эмоциональных состояний ? ? Институт психологии российской академии наук. Социальная и экономическая психология. – 2019. – Том 4. – №1 (13).
6. Михайлюк, Е.Б. Психология влияния : [Искусство владеть собой. Наука управлять другими. Умение вести переговоры и отстоять свою точку зрения]. – Ростов-н/Д. : Феникс, 2003.
7. Шостром, Э. Человек-манипулятор. Внутреннее путешествие от манипуляции к актуализации / Э. Шостром. – М.: Апрель-Пресс, Психотерапия, 2008. – 192 с.

Investigation of signs of manipulation in the field of education

Authors: Verbitskaya Kseniya Aleksandrovna, Lecturer, Institute of Secondary Professional Education, Kuban State University, Krasnodar

Keywords: manipulation; manipulation prevention; manipulative pedagogical activity; machiavellianism; updating pedagogical activity.

The purpose of the study is to determine the signs and consequences of the manipulative behavior of teachers. The article substantiates the relevance of setting and solving the problem of preventing manipulative behavior among future teachers. Behavioral signs of manipulative behavior of teachers, typical situations of its manifestation and characteristic emotional reactions of students to pedagogical manipulation are revealed. The scientific novelty consists in presenting the value-target guidelines of actualizing pedagogical activity as a humanistically acceptable, personally and socially expedient, pedagogically effective alternative to manipulative behavior. As a result, theoretical and empirical data were obtained, which together prove that an alternative to the manipulative behavior of teachers is actualizing pedagogical activity, for which it is necessary to prepare future teachers in the process of professional education.
{{ ELEMENTS.length }}
Наименование
Цена
Количество
Артикул : {{ item.MODEL }}
{{ item.STATUS }}
{{ item.PRICE }}
{{ item.OLD_PRICE }}
- +
Вы экономите: {{ DATA.TOTAL_DISCOUNT_SUM }}
Итого: {{ DATA.TOTAL_SUM }}
Вы можете вернуться в каталог и продожить покупки
Вернуться и продолжить покупки