Место цифровой компетенции в структуре профессиональной компетенции преподавателя иностранных языков

Журнал «KANT» №2(43) 2022 [стр. 204-211]

DOI: 10.24923/2222-243X.2022-43.36

Авторы: Андреева Антонина Андреевна, преподаватель-исследователь, ассистент, Высшая школа лингводидактики и перевода, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Санкт-Петербург

Ключевые слова: цифровизация; цифровая компетенция; иноязычное образование; педагогическое образование; преподаватель иностранных языков.

Цель исследования – обосновать необходимость включения цифровой компетенции преподавателя иностранных языков в структуру его профессиональной компетенции, наряду с коммуникативной, филологической, методической, психолого-педагогической и личностной. В статье акцентировано внимание на важности формирования цифровой компетенции в рамках профессиональной подготовки и переподготовки преподавателей иностранных языков всвязи с продолжающимся процессом цифровизации системы образования в целом и языкового образования в частности. Научная новизна заключается в том, что автором определено и обосновано место цифровой компетенции в структуре профессиональной компетенции преподавателя иностранных языков, опираясь на системный анализ работ отечественных и зарубежных исследователей в области профессиональной подготовки преподавателей. В результате уточнены содержание и структура цифровой компетенции преподавателя иностранных языков и обоснована необходимость её закрепления в качестве компонента профессиональной.

скачать

Литература:
1. Kluzer S., Pujol Priego L. (2018). DigComp into Action – Get inspired, make it happen. S. Carretero, Y. Punie, R. Vuorikari, M. Cabrera, and O'Keefe, W. (Eds.). JRC Science for Policy Report, EUR 29115 EN, Publications Office of the European Union, Luxembourg, 2018. ISBN 978-92-79-79901-3, doi:10.2760/112945.
2. Redecker, C. European Framework for the Digital Competence of Educators: DigCompEdu. Punie, Y. (ed). EUR 28775 EN. Publications Office of the European Union, Luxembourg, 2017, ISBN 978-92-79-73494-6, doi:10.2760/159770, JRC107466.
3 Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). – М.: Издательство ИКАР. 2009.
4. Безукладников К.Э. Формирование лингводидактических компетенций будущего учителя иностранного языка. – Пермь: Перм. гос.пед.  ун-т, 2008. – 270 с.
5. Блягоз Н.Ш. Профессиональная компетентность преподавателя вуза: основные компоненты // Наука: комплексные проблемы. – 2014. – №4.
6. Бредихина И.А. Особенности структуры профессиональной компетентности преподавателя иностранного языка // Педагогическое образование в России. – 2015. – №9.
7. Дубаков А.В. Формирование методической компетенции будущего учителя иностранного языка: содержательные и организационно-технологические аспекты // Научно-методический электронный журнал "Концепт". – 2015. – Т. 13. – С. 2576-2580.
8. Дубаков А.В., Хильченко Т.В. Формирование методической конкурентоспособности будущих учителей иностранного языка в условиях модернизации высшего образования // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2014. – №10. – С. 336-341.
9. Жданова М.А. Проблемы исследования сетевого образовательного взаимодействия в современной практике профессионального педагогического образования // Сборник статей II Международной научно-практической конференции "Образовательная динамика сетевой личности". – СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2019. – 228 с.
10. Занина Л.В. Основы педагогического мастерства / Л.В. Занина, Н.П. Меньшикова. – Ростов-н/Д.: Феникс, 2003. – 288 с.  
11. Козырев В.А., Радионова Н.Ф. и др. Компетентностный подход в педагогическом образовании: монография. – СПб.: Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, 2005. – 392 с.
12. Колядко С.В. Компьютерная лингводидактика: учебное пособие для магистрантов направления подготовки "Педагогическое образование". Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2017.
13. Крупченко А.К., Кузнецов А.Н. Основы профессиональной лингводидактики. Монография. – М.: Academia АПК и ППРО, 2015. -231 с.
14. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. – М.: Просвещение, 1969; переизд. – 2007.
15. Мальченко А.А. Психолого-педагогический компонент профессиональной компетентности учителя иностранного языка // Вестник ВГУ. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. – 2006. – №2.
16. Митина Л.М. Психология развития конкурентоспособной личности. – М., 2002.  – 400 с.
17. Молчанова О.Е. Формирование профессиональной компетентности учителя иностранного языка как результат высшего образования // Lingua mobilis. – 2010. – №3 (22).
18. Никитина Е.Ю., Афанасьева О.Ю., Федотова М.Г. Методическая компетенция будущего учителя иностранного языка // Вестник ЮУрГГПУ. – 2013. – №12.
19. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. Базовый курс лекций. – М., 2002.
20. Титова С.В., Самойленко О.Ю. Структура Информационно-коммуникационной компетенции преподавателя вуза / Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. – 2017. – Т. 22. – Вып. 3 (167).
21. Титова С.В., Харламенко И.В. Информационно-коммуникационная компетенция учителей и преподавателей иностранных языков: структура, уровни, способы формирования // Иностранные языки в школе. – 2018. – № 8. – С. 2-7.
22. Хомский Н. Аспекты теории синтаксиса / под общ. ред. В. А. Звегинцева. – М., 1972. – 305 с.
23. Щукин А.Н. Обучение иностранным языкам: Теория и практика: учебное пособие для преподавателей и студентов. – 2-е изд., испр. и доп. – 2006.

The place of digital competency in the structure of professional competency of a foreign language teacher

Authors: Andreeva Antonina Andreevna, Teacher-researcher, Assistant, Graduate School of Applied Linguistics, Translation and Interpreting, Saint-Petersburg Polytechnical University of the Great Peter, Saint-Petersburg

Keywords: digital competency; foreign language education; pedagogical education; teacher of foreign languages.

The purpose of the study is to substantiate the need to include the digital competency of a foreign language teacher in the structure of his professional competency along with communicative, philological, methodological, psychological-pedagogical and personal competences. The article focuses on the importance of the formation of digital competency in the framework of professional training and retraining of foreign language teachers in connection with the ongoing process of digitalization of the education system in general and language education in particular. The scientific novelty lies in the fact that the author has determined and substantiated the place of digital competency in the structure of the professional competency of a foreign language teacher, based on a systematic analysis of publications of domestic and foreign researchers in the field of professional teacher training. As a result, the content and structure of the digital competency of a foreign language teacher are clarified and the need for its consolidation as a component of professional competency is substantiated.
{{ ELEMENTS.length }}
Наименование
Цена
Количество
Артикул : {{ item.MODEL }}
{{ item.STATUS }}
{{ item.PRICE }}
{{ item.OLD_PRICE }}
- +
Вы экономите: {{ DATA.TOTAL_DISCOUNT_SUM }}
Итого: {{ DATA.TOTAL_SUM }}
Вы можете вернуться в каталог и продожить покупки
Вернуться и продолжить покупки