Повышение эффективности сферы среднего профессионального образования как новый вызов и условие воспроизводства человеческого капитала

Журнал «KANT» №2(43) 2022 [стр. 32-36]

DOI: 10.24923/2222-243X.2022-43.6

Авторы: Илякова Ирина Евгеньевна, кандидат экономических наук, доцент, Моисеева Ирина Владимировна, старший преподаватель , кафедра Теоретической экономики и экономической безопасности, Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева, Саранск

Ключевые слова: человеческий капитал; среднее профессиональное образование; образовательно-производственный кластер; мягкие навыки; жесткие навыки; дуальное обучение; компетенции будущего; инновационное развитие экономики.

Цель исследования – оценить адаптационную эффективность института среднего профессионального образования в условиях новых экономических вызовов. Научная новизна заключается в использовании в качестве критерия оценки эффективности сферы среднего профессионального образования степени ее соответствия вызовам современного этапа экономического развития; перспективам и технологиям будущего. Результаты исследования: в условиях дефицита высококвалифицированных кадров рабочих специальностей, необходимых для создания инновационных производственных мощностей и конкурентоспособных рабочих мест, очевидна необходимость инновационной модернизации сферы среднего профессионального образования. В статье с учетом состояния сферы СПО, ее потенциала для решения ключевых экономических задач, разработаны базовые рекомендации по повышению эффективности исследуемой сферы.

скачать

Литература:
1. Becker G. S. Human capital: а theoretical and empirical analysis with special reference to education. N. Y.: Columbia University Press, 1964.
2. Kuzminov Ya., Sorokin P., Froumin I. (2019) Generic and Specific Skills as Components of Human Capital: New Challenges for Education Theory and Practice. Foresight and STI Governance, vol. 13, no 2, pp. 19-41.
3. Mincer J. Investment in human capital and personal income distribution // The Journal of Political Economy. 1958. Vol. 66. No. 4. P. 281.
4. Nelson R. R., Phelps E. S. Investment in humans, technological diffusion, and economic growth// American Ecomomic Association Papers and Proceedings. 1966. Vol. 56. No. 1-2. P. 69-75.
5. Shultz T. W. Investment in human capital // The American Economic Review. 1961. Vol. 51. No. 1. P. 1-17.
6. Spence M.  Job market signaling // Quarterly Journal of Economics. 1973. Vol. 87. No. 3. P. 355-374.
7. Асмолов А.Г. Генерирование возможностей: от человеческого капитала – к человеческому потенциалу // Образовательная политика. – 2019. – №4(80). – С. 6-17.
8. Голованова Н.Б. Мониторинг качества подготовки кадров : как развивается система СПО / Н.Б. Голованова [Электронный ресурс] // Вестник образования : электронный периодический журнал. – 2019. – URL: https://vestnik.edu.ru/main-topic/monitoring-kachestva-podgotovki-kadrov-kak-razvivaetsia-sistema-spo.
9. Молодые профессионалы для новой экономики: среднее профессиональное образование в России [Текст] / Ф.Ф. Дудырев, О.А. Романова, А.И. Шабалин, И.В. Абанкина ; под ред. Ф.Ф. Дудырева, И.Д. Фрумина ; Нац. исслед. ун-т "Высшая школа экономики", Ин-т образования. – М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. – 271 с.
10. О результатах мониторинга качества подготовки кадров в 2020 году / Информационный бюллетень – М. : МИРЭА. – Российский технологический университет, 2020 – 39 с.
11. Официальный сайт Министерства просвещения Российской Федерации. URL: https://edu.gov.ru/activity/main_activities/additional_vocational_education/.
12. Российский статистический ежегодник 2021 : официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. – URL: https://gks.ru/bgd/regl/b21_13/Main.htm.
13. Устенко В. С. Изменения в подходах к формированию образовательной структуры человеческого потенциала в период смены технологических укладов // Горизонты экономики. – 2015. – №6. – С. 79-84.
14. Эффективность инвестиций в человеческий капитал в современных условиях: монография / отв. ред. Р. М. Мельников. – М.: Проспект, 2019. – 352 с.

Improving the efficiency of secondary vocational education as a new challenge and condition for the reproduction of human capital

Authors: Ilyakova Irina Evgen'evna, PhD of Economics, Associate Professor, Moiseeva Irina Vladimirovna, Senior Lecturer, National Research Mordovia State University named after N.P. Ogarev, Saransk

Keywords: human capital; secondary vocational education; education and production cluster; soft skills; hard skills; dual education; competences of the future; innovative development of economy.

The purpose of the study is to assess the adaptation efficiency of secondary vocational education in the context of new economic challenges. Scientific novelty lies in the use as a criterion for assessing the effectiveness of secondary vocational education the degree of its compliance with the challenges of the current stage of economic development; prospects and technologies of the future. The results of the study: the need for innovative modernization of secondary vocational education is evident in the context of a shortage of highly qualified personnel of working specialties, necessary for the creation of innovative production facilities and competitive jobs. In the article, taking into account the state of the SPE sphere, its potential to solve key economic problems, the basic recommendations to improve the efficiency of the studied sphere were developed.
{{ ELEMENTS.length }}
Наименование
Цена
Количество
Артикул : {{ item.MODEL }}
{{ item.STATUS }}
{{ item.PRICE }}
{{ item.OLD_PRICE }}
- +
Вы экономите: {{ DATA.TOTAL_DISCOUNT_SUM }}
Итого: {{ DATA.TOTAL_SUM }}
Вы можете вернуться в каталог и продожить покупки
Вернуться и продолжить покупки