Безопасная образовательная среда как средство формирования толерантности у детей в условиях семейного воспитания
Журнал «KANT» №1(42) 2022 [стр. 329-334]
DOI: 10.24923/2222-243X.2022-42.63
Ключевые слова: безопасная образовательная среда; толерантность; формирование толерантности; воспитание; семейное воспитание.
Цель исследования – раскрыть понятие безопасной образовательной среды как средства формирования толерантности у детей в условиях семейного воспитания. В статье рассматривается проблема взаимодействия педагогов дошкольной образовательной организации (ДОО) и семьи в условиях функционирования безопасной образовательной среды, представлены формы и методы работы, способствующие повышению эффективности формирования толерантности у детей в условиях безопасной образовательной среды. Научная новизна исследования заключается в обосновании необходимости проектирования безопасной образовательной среды как средства формирования толерантности у детей в условиях семейного воспитания. Авторами представлены обобщенные результаты исследования формирования толерантности у детей. В результате определены принципы и условия воспитания толерантности в рамках функционирования безопасной образовательной среды.
Литература:
1. Аркин Е.А. О семейном воспитании. – М., 2017. – 214 с.
2. Баева И.А., Россоха Н.Г. Моделирование и технология создания безопасности образовательной среды // Материалы конференции "Психолого-педагогическая наука в практике современного образования". – М. : ПЕРСЭ, 2004. – 244 с.
3. Бардиер Г.Л. Социальная психология толерантности. – СПб. : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2005. – 158 с.
4. Варга А.Я. Система семейной психотерапии. – Самара, 2006. – 281 с.
5. Витковская А.М. Психолого-педагогические основы социализации детей. – М., 2016. – 193 с.
6. Гаязова Л. А. Безопасность образовательной среды и подходы к ее оценке // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. – 2012. – № 148. – С.44-51.
7. Ильенков Э.В. Становление партнерских отношений с родителями детей, имеющих отклонения в развитии, в процессе оказания помощи семье. // Сб. Ранняя психолого-медико-педагогическая помощь детям с отклонениями в развитии. – М., 2013. – 217 с.
8. Клепцова Е.Ю. Психология и педагогика толерантности. – М., Академический Проект, 2014. – 204 с.
9. Ковалев С.П. Психология семейных отношений. – М., 2008. – 172 с.
10. Подымова Л.С., Подымов Н.А., Алисов Е.А. Готовность педагогов к обеспечению безопасности личности в инновационной образовательной среде // Интеграция образования. – 2018. – № 4. – С. 663-680. – Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. – URL: https://e.lanbook.com/journal/issue/309613 (дата обращения: 10.01.2022).
11. Проектирование безопасной профессионально-образовательной среды в условиях внедрения национальной системы учительского роста: учебное пособие / под ред. А.В. Шумаковой. – Ставрополь: Тимченко О.Г., 2020. – 144 с.
12. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.И. Артамонова, Е.В. Екжанова, Е.В. Зырянова и др.; под ред. Е.Г. Силяевой. – М. : Академия, 2014. – 321 с.
13. Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А, Шарова О.Д. Тренинг "Учимся толерантности. – М., 2015. – 263 с.
14. Толерантность / общ. ред. В.А. Лекторский. – М., 2018. - 146 с.
1. Аркин Е.А. О семейном воспитании. – М., 2017. – 214 с.
2. Баева И.А., Россоха Н.Г. Моделирование и технология создания безопасности образовательной среды // Материалы конференции "Психолого-педагогическая наука в практике современного образования". – М. : ПЕРСЭ, 2004. – 244 с.
3. Бардиер Г.Л. Социальная психология толерантности. – СПб. : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2005. – 158 с.
4. Варга А.Я. Система семейной психотерапии. – Самара, 2006. – 281 с.
5. Витковская А.М. Психолого-педагогические основы социализации детей. – М., 2016. – 193 с.
6. Гаязова Л. А. Безопасность образовательной среды и подходы к ее оценке // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. – 2012. – № 148. – С.44-51.
7. Ильенков Э.В. Становление партнерских отношений с родителями детей, имеющих отклонения в развитии, в процессе оказания помощи семье. // Сб. Ранняя психолого-медико-педагогическая помощь детям с отклонениями в развитии. – М., 2013. – 217 с.
8. Клепцова Е.Ю. Психология и педагогика толерантности. – М., Академический Проект, 2014. – 204 с.
9. Ковалев С.П. Психология семейных отношений. – М., 2008. – 172 с.
10. Подымова Л.С., Подымов Н.А., Алисов Е.А. Готовность педагогов к обеспечению безопасности личности в инновационной образовательной среде // Интеграция образования. – 2018. – № 4. – С. 663-680. – Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. – URL: https://e.lanbook.com/journal/issue/309613 (дата обращения: 10.01.2022).
11. Проектирование безопасной профессионально-образовательной среды в условиях внедрения национальной системы учительского роста: учебное пособие / под ред. А.В. Шумаковой. – Ставрополь: Тимченко О.Г., 2020. – 144 с.
12. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.И. Артамонова, Е.В. Екжанова, Е.В. Зырянова и др.; под ред. Е.Г. Силяевой. – М. : Академия, 2014. – 321 с.
13. Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А, Шарова О.Д. Тренинг "Учимся толерантности. – М., 2015. – 263 с.
14. Толерантность / общ. ред. В.А. Лекторский. – М., 2018. - 146 с.
Safe educational environment as a means of forming tolerance in children in the conditions of family education
Keywords: safe educational environment; tolerance; tolerance formation; upbringing; family upbringing.
The purpose of the study is to reveal the concept of a safe educational environment as a means of developing tolerance in children in the context of family education. The article deals with the problem of interaction between teachers of a preschool educational organization (PEE) and the family in the conditions of functioning of a safe educational environment, presents the forms and methods of work that contribute to increasing the effectiveness of the formation of tolerance in children in a safe educational environment. The scientific novelty of the study lies in the substantiation of the need to design a safe educational environment as a means of developing tolerance in children in the context of family education. The authors present generalized results of the study of the formation of tolerance in children. As a result, the principles and conditions for the education of tolerance were determined within the framework of the functioning of a safe educational environment.