Организация изучения дисциплин графической направленности в информационной образовательной среде
Журнал «KANT» №1(42) 2022 [стр. 319-325]
DOI: 10.24923/2222-243X.2022-42.61
Ключевые слова: графическая грамотность; цифровая грамотность; дистанционное обучение; информационно-коммуникационные технологии; графическая информация; системы автоматизированного проектирования; профессиональное обучение.
Цель исследования – раскрыть особенности организации изучения дисциплин графической направленности в информационной образовательной среде. В статье рассматриваются основные способы применения систем автоматизированного проектирования в учебном процессе. Отмечены затруднения, возникающие у обучающихся при изучении систем автоматизированного проектирования и графических редакторов векторной графики при дистанционном формате обучения и выполнении самостоятельной внеаудиторной работы. Научная новизна заключается в описании отдельных аспектов организации изучения систем автоматизированного проектирования будущими педагогами профессионального обучения швейного профиля в условиях дистанционного обучения. В результате выявлены условия организации обучения работе в системах автоматизированного проектирования при выполнении обучающимися практических и лабораторных работ, которые позволяют повысить эффективность проведения занятий при дистанционной форме обучения.
Литература:
1. Велиляева З.Р. Графическая грамотность педагога профессионального обучения / З.Р. Велиляева, Л.З. Тархан // Инновационная научная современная академическая исследовательская траектория (ИНСАЙТ) – Екатеринбург: Российский государственный профессионально-педагогический университет. – 2021. – № 3 (6). – С. 92-102. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46136687 (дата обращения: 12.11.2021).
2. Гревцов К.Ю. Виртуальные лаборатории и интерактивные симуляторы: назначение и возможности на уроках естественнонаучного цикла / К.Ю. Гревцов, О.Е. Кадеева // Ученые записки университета Лесгафта. – 2020. – № 12 (190). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/virtualnye-laboratorii-i-interaktivnye-simulyatory-naznachenie-i-vozmozhnosti-na-urokah-estestvennonauchnogo-tsikla (дата обращения: 07.11.2021).
3. Дмитриев Я.В. Развитие цифровых навыков у студентов ВУЗов: де-юре vs де-факто / Я.В. Дмитриев, И.А. Алябин, Е.И. Бровко, С.Ю. Двинина, О.В. Демьянова // Университетское управление: практика и анализ / University Management: Practice and Analysis – 2021. – № 25(2). – С. 59-79.
4. Евтеева Е.О. Виртуальная лаборатория как методика дистанционного обучения / Е.О. Евтеева, Р.Р. Переверзева // Проблемы и перспективы современной гуманитаристики: педагогика, методика преподавания, филология : сборник материалов Международной научно-практической конференции – Новосибирск: Академиздат, 2020. – С. 146-149.
5. Иващенко В.И. Концепция организации рабочего места студента при обучении основам автоматизированного проектирования / В.И. Иващенко, Л.В. Соловацкая // Вестник СГАУ. – 2009. – № 3-3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kontseptsiya-organizatsii-rabochego-mesta-studenta-pri-obuchenii-osnovam-avtomatizirovannogo-proektirovaniya (дата обращения: 26.10.2021).
6. Каменев Р.В. Технологии дистанционного обучения при изучении прикладных библиотек КОМПАС-3D / Р.В. Каменев, А.М. Лейбов // САПР и Графика. – 2010. – № 12. – С. 86-88.
7. Каменев Р.В. Влияние САПР на повышение эффективности профессионального обучения специалистов / Р.В. Каменев // Сибирский педагогический журнал. – 2013, – №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-sapr-na-povyshenie-effektivnosti-professionalnogo-obucheniya-spetsialistov (дата обращения: 26.10.2021).
8. Молодцова М.Ю. Использование САПР "Компас-3D" в преподавании дисциплины "Инженерная графика" / М.Ю. Молодцова // Инновационное развитие профессионального образования. – 2018. – №4 (20). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-sapr-kompas-3d-v-prepodavanii-distsipliny-inzhenernaya-grafika (дата обращения: 26.10.2021).
9. Рычкова А.В. Методика обучения трехмерному моделированию с использованием программы "Компас-3D" / А.В. Рычкова // Инновационная наука. – 2016. – № 3-2 (15). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodika-obucheniya-trehmernomu-modelirovaniyu-s-ispolzovaniem-programmy-kompas-3d (дата обращения: 26.10.2021).
10. Тархан Л.З. Компьютерное конструирование одежды в САПР "Julivi" : учебное пособие / Л.З. Тархан, З.Н. Сейдаметова. – Симферополь : КИПУ, 2012. – 136 с. – ISBN 978-617-648-122-5. – Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. URL: https://e.lanbook.com/book/125204 (дата обращения: 12.11.2021).
11. ФГОС ВО по направлению подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям) (уровень бакалавриата). [Электронный ресурс]. URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-44-03-04-professionalnoe-obuchenie-po-otraslyam-124/ (дата обращения: 12.11.2021).
12. Ягафарова Р.Р. Виртуальная лаборатория / Р.Р. Ягафарова, С.Л. Хасанова // Вестник Тульского государственного университета. Серия: Современные образовательные технологии в преподавании естественнонаучных дисциплин – Тула : Тульский государственный университет. – 2017. – № 1 (16) – С. 144-145.
13. Andy Luse, Julie Rursch. Using a virtual lab network testbed to facilitate real-world hands-on learning in a networking course // British Journal of Education Technology, 2021, № 52, С. 1244-1261. URL: https://doi.org/10.1111/bjet.13070 (дата обращения: 12.11.2021).
1. Велиляева З.Р. Графическая грамотность педагога профессионального обучения / З.Р. Велиляева, Л.З. Тархан // Инновационная научная современная академическая исследовательская траектория (ИНСАЙТ) – Екатеринбург: Российский государственный профессионально-педагогический университет. – 2021. – № 3 (6). – С. 92-102. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46136687 (дата обращения: 12.11.2021).
2. Гревцов К.Ю. Виртуальные лаборатории и интерактивные симуляторы: назначение и возможности на уроках естественнонаучного цикла / К.Ю. Гревцов, О.Е. Кадеева // Ученые записки университета Лесгафта. – 2020. – № 12 (190). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/virtualnye-laboratorii-i-interaktivnye-simulyatory-naznachenie-i-vozmozhnosti-na-urokah-estestvennonauchnogo-tsikla (дата обращения: 07.11.2021).
3. Дмитриев Я.В. Развитие цифровых навыков у студентов ВУЗов: де-юре vs де-факто / Я.В. Дмитриев, И.А. Алябин, Е.И. Бровко, С.Ю. Двинина, О.В. Демьянова // Университетское управление: практика и анализ / University Management: Practice and Analysis – 2021. – № 25(2). – С. 59-79.
4. Евтеева Е.О. Виртуальная лаборатория как методика дистанционного обучения / Е.О. Евтеева, Р.Р. Переверзева // Проблемы и перспективы современной гуманитаристики: педагогика, методика преподавания, филология : сборник материалов Международной научно-практической конференции – Новосибирск: Академиздат, 2020. – С. 146-149.
5. Иващенко В.И. Концепция организации рабочего места студента при обучении основам автоматизированного проектирования / В.И. Иващенко, Л.В. Соловацкая // Вестник СГАУ. – 2009. – № 3-3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kontseptsiya-organizatsii-rabochego-mesta-studenta-pri-obuchenii-osnovam-avtomatizirovannogo-proektirovaniya (дата обращения: 26.10.2021).
6. Каменев Р.В. Технологии дистанционного обучения при изучении прикладных библиотек КОМПАС-3D / Р.В. Каменев, А.М. Лейбов // САПР и Графика. – 2010. – № 12. – С. 86-88.
7. Каменев Р.В. Влияние САПР на повышение эффективности профессионального обучения специалистов / Р.В. Каменев // Сибирский педагогический журнал. – 2013, – №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-sapr-na-povyshenie-effektivnosti-professionalnogo-obucheniya-spetsialistov (дата обращения: 26.10.2021).
8. Молодцова М.Ю. Использование САПР "Компас-3D" в преподавании дисциплины "Инженерная графика" / М.Ю. Молодцова // Инновационное развитие профессионального образования. – 2018. – №4 (20). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-sapr-kompas-3d-v-prepodavanii-distsipliny-inzhenernaya-grafika (дата обращения: 26.10.2021).
9. Рычкова А.В. Методика обучения трехмерному моделированию с использованием программы "Компас-3D" / А.В. Рычкова // Инновационная наука. – 2016. – № 3-2 (15). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodika-obucheniya-trehmernomu-modelirovaniyu-s-ispolzovaniem-programmy-kompas-3d (дата обращения: 26.10.2021).
10. Тархан Л.З. Компьютерное конструирование одежды в САПР "Julivi" : учебное пособие / Л.З. Тархан, З.Н. Сейдаметова. – Симферополь : КИПУ, 2012. – 136 с. – ISBN 978-617-648-122-5. – Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. URL: https://e.lanbook.com/book/125204 (дата обращения: 12.11.2021).
11. ФГОС ВО по направлению подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям) (уровень бакалавриата). [Электронный ресурс]. URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-44-03-04-professionalnoe-obuchenie-po-otraslyam-124/ (дата обращения: 12.11.2021).
12. Ягафарова Р.Р. Виртуальная лаборатория / Р.Р. Ягафарова, С.Л. Хасанова // Вестник Тульского государственного университета. Серия: Современные образовательные технологии в преподавании естественнонаучных дисциплин – Тула : Тульский государственный университет. – 2017. – № 1 (16) – С. 144-145.
13. Andy Luse, Julie Rursch. Using a virtual lab network testbed to facilitate real-world hands-on learning in a networking course // British Journal of Education Technology, 2021, № 52, С. 1244-1261. URL: https://doi.org/10.1111/bjet.13070 (дата обращения: 12.11.2021).
Organization of studying graphic direction subjects in the informational educational environment
Keywords: graphic literacy; digital literacy; distance learning; information and communication technologies; graphic information; computer-aided design systems; vocational training.
The purpose of the study is to reveal the peculiarities of studying graphic disciplines in the information environment. The article discusses the main ways of using system-aided design in the educational process. The difficulties encountered by students in the study of computer-aided design and graphic editors of vector graphics in a distance learning format and performing independent extracurricular work are noted. The scientific novelty lies in the description of the teaching methodology for working with computer-aided design systems for teachers of vocational training in the sewing profile in the context of distance learning. As a result, the methods of increasing the effectiveness of teaching in computer-aided design were revealed in the course of practical and laboratory work being taught.