Теоретико-методологические основы формирования опыта парадоксального мышления как основы готовности будущих учителей к инновационной профессиональной деятельности

Журнал «KANT» №1(42) 2022 [стр. 277-283]

DOI: 10.24923/2222-243X.2022-42.53

Авторы: Михоненко Ольга Ивановна, аспирант, Ставропольский государственный педагогический институт, Ставрополь

Ключевые слова: парадокс; парадоксальное мышление педагога; инновационная деятельность учителя; профессиональная готовность педагога; педагогическая парадигма; методологический подход.

Статья посвящена важной проблеме, стоящей перед педагогическим образованием – проблеме изучения достаточно нового в педагогической науке понятия парадоксального педагогического мышления. Цель исследования заключается в обосновании теоретико-методологических основ формирования опыта парадоксального мышления как основы готовности будущих учителей к инновационной профессиональной деятельности. Автор правомерно рассмотрел вопросы теоретического изучения предметной области статьи, проанализировав центральные понятия: "парадоксальное мышление учителя", "инновационная педагогическая деятельность", "готовность к инновационной педагогической деятельности". В результате выявлено, что методологические основы формирования парадоксального педагогического мышления у будущих учителей должны определяться в рамках требований личностно-ориентированной образовательной парадигмы, которая конкретизируется в субъектно-деятельностном и творческом методологических подходах.

скачать

Литература:
1. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. – М., 1980. – 335 с.
2. Бобрышов С.В. Историко-педагогическое исследование развития педагогического знания: методология и теория: монография. – Ставрополь : СКСИ, 2006. – 300 с.
3. Виленский М.Я., Зайцева С.Н. Педагогические основы формирования опыта творческой деятельности будущего учителя. – М. : Прометей, 1993. – 117 с.
4. Ермолаева-Томина Л.Б. Опыт экспериментального изучения творческих способностей // Вопросы психологии. – 1977. – № 4. – С. 54-61.
5. Клушина Н.П. Методическое обеспечение профессиональной подготовки специалистов социальной работы. – Ставрополь, 2001. – 195 с.
6. Коваленко В.А. Творчество как ценность в мире А. Платонова // Вопросы философии. – 1999. – №10. – С. 90-98.
7. Лепешко Б.М. Парадоксальное мышление и его эвристические функции // Крынiцазнауства i спецяльныя гiстарычные дысцыплiны: навук. Зб. – Вып. 3 / рэдкал.: У.Н. Сiдарцоу, С.М. Ходзiн. – Мiнск, БДУ, 2007. – С. 129-139.
8. Пономарев Я.А. Психология творчества. – М. : Наука, 1999. – 304 с.
9. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.,1999. – 720 с.
10. Синьковская Т.А. Проблема готовности будущего учителя информатики к использованию технологий дистанционного обучения [Электронный ресурс] // Конгресс конференций "Информационные технологии в образовании" ("ИТО-2003"). – Режим доступа: htpp: //ito.edu.ru/2003 (дата обращения: 16.02.2021).
11. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность. – М. : Магистр, 2000. – 365 с.
12. Степанов С.Ю., Семенов И.Н. Проблема организации творческого мышления и рефлексия: подходы и исследования // Психология творчества: общая, дифференциальная, прикладная / под ред. Я.А. Пономарева. – М. : Наука, 1990. – С. 37-53.

Theoretical and methodological foundations of the formation of the experience of paradoxical thinking as the basis of the readiness of future teachers for innovative professional activity

Authors: Mikhonenko Olga Ivanovna, Postgraduate student, Stavropol State Pedagogical Institute, Stavropol

Keywords: paradox; paradoxical thinking of a teacher; innovative activity of a teacher; professional readiness of a teacher; pedagogical paradigm; methodological approach.

The article is devoted to an important problem facing pedagogical education – the problem of studying the concept of paradoxical pedagogical thinking that is quite new in pedagogical science. The purpose of the study is to substantiate the theoretical and methodological foundations of the formation of the experience of paradoxical thinking as the basis of the readiness of future teachers for innovative professional activity. The author legitimately considered the issues of theoretical study of the subject area of the article, analyzing the central concepts: "paradoxical thinking of a teacher", "innovative pedagogical activity", "readiness for innovative pedagogical activity". As a result, it is revealed that the methodological foundations of the formation of paradoxical pedagogical thinking in future teachers should be determined within the framework of the requirements of a personality-oriented educational pair.
{{ ELEMENTS.length }}
Наименование
Цена
Количество
Артикул : {{ item.MODEL }}
{{ item.STATUS }}
{{ item.PRICE }}
{{ item.OLD_PRICE }}
- +
Вы экономите: {{ DATA.TOTAL_DISCOUNT_SUM }}
Итого: {{ DATA.TOTAL_SUM }}
Вы можете вернуться в каталог и продожить покупки
Вернуться и продолжить покупки