Герменевтический подход к воспитательной ситуации

Журнал «KANT» №1(42) 2022 [стр. 246-250]

DOI: 10.24923/2222-243X.2022-42.47

Авторы: Краснов Сергей Иванович, кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник, Научно-образовательный центр дополнительного профессионального образования, Михалева Марина Владимировна, аспирантка, Институт стратегии развития образования Российской академии образования, Москва

Ключевые слова: событийная насыщенность; воспитательная ситуация; герменевтика; вариативность интерпретаций; смысл; совесть.

Цель исследования – исследовать воспитывающую роль реальной педагогической ситуации, поскольку человеческий поступок несет в себе возможное выражение понимания того или иного текста, его интерпретацию. Авторы предлагают обратиться к условиям, когда учащиеся вместе с учителем реконструируют ту или иную культурную норму, текст, полагая в них весь свой опыт, и в этом проявляется вариативность интерпретаций, благодаря которым реализуется герменевтический подход к воспитательной ситуации. В результате выявлено, что в рамках этого подхода деятельность воспитателя осуществляется на основе глубинного понимания, проникновения в специфику мышления, чувств, переживаний ребенка (воспитанника). Решающую роль при этом играет обращение не столько к педагогическим фактам и явлениям, сколько к тому, что за ними стоит – субъективным смыслам, бессознательным мотивам поведения.

скачать

Литература:
1. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / отв. ред. и сост. П.В. Алексеев. – М. : Школа-Пресс, 1995. – 448 с.
2. Кант И. Критика чистого разума. – М. : Наука, 1999. – 655 с.
3. Краснов С.И. Проектирование интенциональной позиции подростка в организационно-деятельностной игре // Журнал педагогических исследований. – 2018. – Т. 3. – № 3. – С. 44-65.
4. Печчеи А. Человеческие качества. – М. : Прогресс, 1985. – 312 с.
5. Сериков В.В. Личностный подход в образовании: концепция и технологии : монография / Волгогр. гос. пед. ун-т. – Волгоград : Перемена, 1994. – 150 с.
6. Хатчесон Ф., Абрамов M.А. Новая философская энциклопедия : в 4 т. / пред. науч.-ред. совета В.С. Стёпин. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Мысль, 2010. – 2816 с.

Hermeneutical approach to the educational situation

Authors: Krasnov Sergey Ivanovich, PhD of Pedagogical sciences, Senior Researcher, Scientific and Educational Center for Additional Professional Education, Institute of Educational Development Strategy of the Russian Academy of Education, Moscow, Mikhaleva Marina Vladimirovna, Postgraduate student, Institute of Education Development Strategy of the Russian Academy of Education, Moscow

Keywords: event saturation; educational situation; hermeneutics; variability of interpretations; meaning; conscience.

The purpose of the study is to investigate the educating role of a real pedagogical situation, since a human act carries a possible expression of understanding of a particular text, its interpretation. The authors propose to address the conditions when students, together with the teacher, reconstruct a particular cultural norm, a text, putting all their experience in them, and this shows the variability of interpretations, thanks to which a hermeneutic approach to the educational situation is implemented. As a result, it was revealed that within the framework of this approach, the activity of the educator is carried out on the basis of a deep understanding, penetration into the specifics of thinking, feelings, experiences of the child (pupil). The decisive role in this case is played not so much by the appeal to pedagogical facts and phenomena, but rather to what is behind them - subjective meanings, unconscious motives of behavior.
{{ ELEMENTS.length }}
Наименование
Цена
Количество
Артикул : {{ item.MODEL }}
{{ item.STATUS }}
{{ item.PRICE }}
{{ item.OLD_PRICE }}
- +
Вы экономите: {{ DATA.TOTAL_DISCOUNT_SUM }}
Итого: {{ DATA.TOTAL_SUM }}
Вы можете вернуться в каталог и продожить покупки
Вернуться и продолжить покупки