Лингводидактическая модель формирования навыков коммуникативного взаимодействия в поликультурной среде

Журнал «KANT» №1(42) 2022 [стр. 199-205]

DOI: 10.24923/2222-243X.2022-42.38

Авторы: Вартанова Лиана Робертовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры, Северо-Кавказский федеральный университет, Ставрополь, Колобкова Анастасия Анатольевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры, Российский университет кооперации, Москва

Ключевые слова: поликультурная среда; коммуникативное взаимодействие; коммуникативный навык; моделирование коммуникации; общекультурная компетенция; гармоничное межкультурное взаимодействие.

Цель исследования – разработать коррекционно-развивающую модель повышения компетентности коммуникативного взаимодействия в поликультурной среде с опорой на основные лингводидактические принципы, положения теории межкультурной коммуникации и лингвопрагматики. В статье акцентировано внимание на том, что выполнение коммуникативных задач позволяет сформулировать приоритетные дискурсивные формулы и приемы гармоничной коммуникации, освоение которых необходимо для формирования коммуникативно гибкой языковой личности. Научная новизна работы заключается в детальной разработке модели формирования коммуникативных навыков с учетом культурного релятивизма как поведенческого принципа индивида. В результате исследования для каждого этапа коррекционно-развивающей модели предложено содержательное наполнение с примерами использования разных дискурсивных пространств и методов работы с текстом.

скачать

Литература:
1. Грива О.А. Межкультурные коммуникации как ресурс культурной идентичности личности в условиях поликультурности // Национальные культуры в межкультурной коммуникации. – Минск, 2016.– С. 99-108.
2. Сироткин Л.Ю. К вопросу о методологических основаниях исследования межкультурных коммуникаций в условиях поликультурной среды // Тюрко-славянский диалог культур и цивилизаций: история и современность.– Казань, 2009.– С.91-94.
3. Низамеева А.М. Социокультурное пространство вуза как фактор развития информационной компетентности студенческой молодежи. – Казань : Ихлас, 2011. – 218 с.
4. Асташова Н.А., Бондырева С.К., Сманцер А.П. Развитие аксиосферы будущего педагога в диалоговом пространстве современного образования // Образование и наука. – 2018. – № 7. – С. 32-67.
5. Симбирцева Н.А., Шульга Н.С. Поликультурное образование как направление деятельности открытого университета // Педагогическое образование в России. – 2017. – № 8. – С 6-12.
6. Мурзина И.Я. Открытое образование как феномен культуры // Педагогика и просвещение. – 2016. – № 1. – C. 82-91.
7. Болотина Т.В., Мишина И.А. Формирование поликультурных компетенций педагогов средствами межкультурного диалога в поликультурной (многокультурной) образовательной среде // Управление образованием: теория и практика.– 2014. – № 2. – С. 108-129.
8. Асташова Н.А., Бондырева С.К., Жук О.Л. Подготовка будущего учителя к реализации идей поликультурного образования в диалоговом образовательном пространстве // Образование и наука. – 2019. – №2. – С. 27-50.
9. Джуринский А.Н. Поликультурное образование в многонациональном социуме : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры. – М. : Юрайт, 2016. – 257 с.
10.    Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А., Шарова О.Д. Жить в мире с собой и другими : тренинг толерантности для подростков.– М.: Генезис, 2001. – 112 с.
11.    Развитие общегражданской идентичности в поликультурном пространстве российского общества / Л.А. Степнова [и др.]. – М. : Народное образование, 2017. – 128 с.
12.    Батарчук Д.С. Психолого-педагогическое сопровождение развития поликультурной личности в условиях полиэтнической образовательной среды // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2010. – № 12. – С. 149-153.
13.    Кучина О.С. Методологические основы формирования поликультурной идентичности студентов // Вестник Полоцкого государственного университета. – 2016. – № 15. – С. 42-46.
14.    Марченко Т.В. Речевые стратегии и тактики гармонизации общения в поликультурной среде // Современные проблемы науки и образования: интернет-журнал. – 2015. – №1-1. URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=19480 (дата обращения: 02.10.2021).
15.    Марченко Т.В. Гармонизирующие речевые тактики (на материале жанра интервью) // Гуманитарные и юридические исследования. – 2016. – №3.– С. 240-245.
16.    Ганелина Я.А. Этнокультурная и поликультурная идентичность иностранных студентов: от разобщенности – к гармонии // Полилингвиальность и транскультурные практики. – 2014. – № 1. – С. 76-80.
17.    Седых А.П., Багана Ж. Лингвистические основы идиоэтнической интерпретации языковой личности // Вопросы филологии. – 2008. – № 3. – С. 31-37.
18.    Грайс Г.П. Логика и речевое общение // Новое в зарубежной лингвистике: Лингвистическая прагматика.– 1985. – № 16.– С. 217-237.
19.    Шаклеин В.М. Русская лингводидактика: история и современность : учебное пособие.– М. : РУДН, 2008. – 209 с.
20.    Почебут Л.Г. Взаимопонимание культур: методология и методы этнической и кросс-культурной психологии. Психология межэтнической толерантности. – СПб. : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2005. – 281 с.
21.    Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация. – М. : МГУ, 2008. – 352 с.
22.    Иссерс О.С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи. – М. : КомКнига, 2006. – 288 с.
23.    Марченко Т.В. Манипулятивный потенциал интертекстуальных включений в современном политическом дискурсе : автореф. … канд. филол. наук. – Ставрополь, 2007. – 28 с.
24.    Лонгиер Б. Враг мой. 2002. – URL: https://www.litmir.me/br/?b=18018&p=19 (дата обращения: 02.10.2021).
25.    Sheppard E. University challenges: how to live in harmony with your housemates.2021. – URL: https://www.theguardian.com/guardian-clearing/2021/jul/19/university-challenges-how-to-live-in-harmony-with-your-housemates (дата обращения: 10.10.2021).

Linguodidactic model of communication skills development in polycultural environment

Authors: Vartanova Liana Robertovna, PhD of Pedagogical sciences, Associate Professor of Department, North-Caucasus Federal University, Stavropol, Kolobkova Anastasia Anatolyevna, PhD of Pedagogical sciences, Associate Professor of Department, Russian University of Cooperation, Moscow

Keywords: multicultural environment; communicative interaction; communicative skill; communication modeling; general cultural competence; harmonious intercultural interaction.

The purpose of the study is to develop a correctional model to enhance communicative interaction competence in multicultural environment based on key linguodidactic principles, the theory of intercultural communication and linguopragmatics. The article focuses on the implementation of communicative tasks that allow formulating priority discursive formulas and methods of harmonious communication, the development of which is necessary for the formation of a communicatively flexible linguistic personality. The scientific novelty of the study lies in the detailed development of a model for the formation of communication skills with account of cultural relativism as a behavioral principle of an individual. As a result, the content with examples of the use of different discursive spaces and methods of working with text was proposed for each stage of the model.
{{ ELEMENTS.length }}
Наименование
Цена
Количество
Артикул : {{ item.MODEL }}
{{ item.STATUS }}
{{ item.PRICE }}
{{ item.OLD_PRICE }}
- +
Вы экономите: {{ DATA.TOTAL_DISCOUNT_SUM }}
Итого: {{ DATA.TOTAL_SUM }}
Вы можете вернуться в каталог и продожить покупки
Вернуться и продолжить покупки