Цифровая трансформация высшего образования с позиций междисциплинарного подхода: обзор гуманитарных исследований

Журнал «KANT» №1(42) 2022 [стр. 6-16]

DOI: 10.24923/2222-243X.2022-42.1

Авторы: Бермус Александр Григорьевич, доктор педагогических наук, профессор, Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону

Ключевые слова: высшее образование; цифровизация; цифровая трансформация; информатизация; преимущества цифровизации; риски цифровизации; междисциплинарный подход.

Цель исследования – выявить наиболее актуальные проблемы в области цифровой трансформации высшего образования, которые исследуются современными учеными-педагогами, психологами, социологами, философами, экономистами. Представлен теоретико-методологический обзор авторских позиций и интерпретаций при решении базовых вопросов и проблем, связанных с исследованием процесса цифровизации образования в условиях цифрового общества. Оцениваются преимущества и риски цифровой трансформации высшего образования. Научная новизна исследования заключается в том, что автором был произведен теоретический анализ новейших (2019-2021 гг.) российских социально-гуманитарных и научно-педагогических источников по рассматриваемой проблематике с позиций междисциплинарного подхода. В результате были выявлены ключевые направления исследований цифровизации образования, направленные на обновление содержания, форм и методов профессиональной подготовки в высшей школе в условиях цифровых реалий.

скачать

Литература:
1. Абрамова М. А., Фарника М. Цифровизация образования в условиях цифрового неравенства // Профессиональное образование в современном мире. – 2019. – Т. 9. – № 4. – С. 3167-3175.
2. Алешковский И.А., Гаспаришвили А.Т., Крухмалева O.В. Цифровизация в системе высшего образования: социологический анализ // Alma mater (Вестник высшей школы). – 2021. – № 8. – С. 16-24.
3. Алиева Э.Ф., Алексеева А.С., Ванданова Э.Л., Карташова Е.В., Резапкина Г.В. Цифровая переподготовка: обучение руководителей образовательных организаций // Образовательная политика. – 2020. – №1 (81). – С. 54-61.
4. Андрюхина Л.М., Ломовцева Н.В., Садовникова Н.О. Концепты цифровой дидактики как основания проектирования опережающего образования педагогов профессионального обучения // Профессиональное образование и рынок труда. – 2020. – № 1. – С. 30-43.
5. Анисимова Т. И., Сабирова Ф. М. Формирование цифровых компетенций у выпускников магистратуры педагогических направлений подготовки // Перспективы и приоритеты педагогического образования в эпоху трансформаций, выбора и вызовов : VI Виртуальный Межд. форум по педагогическому образованию: сб. науч. трудов. Ч. I. – Казань : Изд-во Казанского университета, 2020. – С. 28-31.
6. Антохина Ю.А., Варджапетян А.Г., Маркелова Н.М. Некоторые аспекты цифровизации высшего образования // Цифровое образование в РФ: состояние, проблемы и перспективы : мат-лы Межд. форума. Санкт-Петербург, 28-31 октября 2019 г. – СПб. : ГУАП, 2019. – С. 5-9.
7. Артамонова М.В., Радченко С.В. Цифровизация высшего образования как новая социальная реальность // Среднерусский вестник общественных наук. – 2020. – Т. 15. – №6. – С. 30-44.
8. Артемов М.В. Нравственно-философский анализ практики цифровизации в современном образовании для юристов: взгляд в будущее //Актуальные проблемы российского права. – 2019. – №6 (103).– С. 19-26.
9. Баева Л. В. Влияние цифровизации образования на человека в контексте проблемы безопасности // Философия образования. – 2020. – Т. 20. – №2. – С. 131-144.
10.    Байгужин П. А., Шибкова Д.З., Айзман Р.И. Факторы, влияющие на психофизиологические процессы восприятия информации в условиях информатизации образовательной среды // Science for Education Today. – 2019. – Т. 9. – №5. – С. 48-70.
11.    Балуева В.Д., Махрина Е.А. Цифровизация и её влияние на образовательное пространство в контексте формирования ключевых компетенций [Электронный ресурс] // Universum: психология и образование. – 2021. 7(85). – Режим доступа: https://7universum.com/ru/psy/archive/item/12045
12.    Батова М.М. Цифровая парадигма развития системы "образование-наука-производство" : монография. – М.: Первое экономическое издательство, 2021. – 218 с.
13.    Батракова И.С., Глубокова Е.Н., Писарева С.А., Тряпицына А.П. Изменения педагогической деятельности преподавателя вуза в условиях цифровизации образования // Высшее образование в России. – 2021. – Т. 30. – №8-9. – С. 9-19.
14.    Белозерцев Е. П. Гуманизация педагогического образования в условиях цифровой цивилизации: мечта, надежда, концепт // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. – 2020. – №4. – С. 15-19.
15.    Беляев Е.А. Особенности развития рынка образовательных услуг в условиях цифровизации //Цифровой контент социального и экосистемного развития экономики : сб. трудов межд. научно-практ. конф. Симферополь, 23 ноября 2021 г. – Симферополь : Ариал, 2021. – С. 39-40.
16.    Бермус А. Г. Обеспечение конкурентоспособности профессионального образования в условиях цифровой образовательной среды // Вестник Московского университета. Серия 20: Педагогическое образование. – 2021. – №2. – С. 3-27.
17.    Бессарабова В. В. Цифровой франчайзинг образовательных услуг: понятие и правовые аспекты // Цифровая трансформация образования : сб. мат. 2-й Межд. науч.-практ. конф., Минск, 27 марта 2019 г. / отв. ред. А. Б. Бельский. – Минск : ГИАЦ Минобразования, 2019. – C. 70-73.
18.    Блинов В. И., Сергеев И. С., Есенина Е. Ю. Педагогическая концепция цифрового профессионального образования и обучения: монография. – М. : Дело, РАНХиГС, 2020. – 112 с.
19.    Бородушко И.В. Междисциплинарный подход в исследованиях тенденций цифровизации // Ученые записки Санкт-Петербургского им. В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. – 2021. – № 2 (78). – С. 74-77.
20.    Бороненко Т. А., Федотова В.С. Цифровое наставничество: готовы ли учителя участвовать в формировании цифровой грамотности школьников? // Ярославский педагогический вестник. – 2020. – № 4 (115). – С. 33-44.
21.    Буданцев Д. В. Цифровизация в сфере образования: обзор российских научных публикаций // Молодой ученый. – 2020. – № 27 (317). – С. 120-127.
22.    Булатова Т. А., Капцов А.В., Колесникова Е.И. Особенности экопсихологических типов взаимодействия обучающихся с образовательной средой вуза в условиях цифровизации // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Психология. – 2019. – № 2 (26). – С. 29-52.
23.    Бурганова Л.А. Социальные риски цифровизации высшего образования //Вестник экономики, права и социологии. – 2019. – №4. – С. 224-227.
24.    Валеева И.А, Пустовалова И.Н. Дополнительное профессиональное образование педагогических работников в условиях цифровизации // Учебный эксперимент в образовании. – 2021. – №1 (97). – С. 7-12.
25.    Вербицкий А.А. Цифровое обучение: проблемы, риски и перспективы [Электронный ресурс] / 2019. – №1(6). – Режим доступа: http://journal. homocyberus.ru/Verbitskiy_AA_1_2019
26.    Вертакова Ю.В., Плотников В.А. Традиционные технологии обучения и обеспечение качества экономического образования эпохи цифровой трансформации // Управленческое консультирование. – 2020. – № (3). – С. 54-60.
27.    Воденко К. В., Боровая Л. В., Ефимов А. В. Российское образование в условиях глобальной информатизации и цифровизации: социально-философский дискурс // Гуманитарий Юга России. – 2020. – Т. 9. – № 3. – С. 36-44.
28.    Гладышев А. А., Гладышева А.А. Философия современного образования: фундаментальность или компетентность цифрового пространства // Профессиональное образование в современном мире. – 2020. – Т. 10. – № 1. – С. 3508-3519.
29.    Головчин М.А. Институциональные ловушки цифровизации российского высшего образования //Высшее образование в России. – 2021. – Т. 30. – №3. – С. 59-75.
30.    Гребенюк Т. Г. Подготовка будущего педагога к цифровизации образования как педагогическая проблема // Калининградский вестник образования. – 2020. – № 2 (6). – С. 20-27.
31.    Гордин А.И., Гордина О.В. Трансгуманизм как следствие возможной тотальной цифровизации образования (опыт психолого-педагогического анализа) // Педагогика. Вопросы теории и практики. – Тамбов : Грамота, 2021. – Т. 6. – № 4. – С. 537-547.
32.    Груздев М. В., Тарханова И. Ю. Становление "новой дидактики" педагогического образования в условиях глобального технологического обновления и цифровизации // Ярославский педагогический вестник. – 2019. – №3. – С. 47-53.
33.    Гурьянова А.В., Тимофеев А. В. О предназначении философии и гуманитарного знания в эпоху цифровизации // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Философские науки. -2020. – №3. – С. 70-76.
34.    Дайджест "Педагогические практики работы в цифровой образовательной среде" [Электронный ресурс] / под ред. С.А. Гайсиной. – 2020. – Режим доступа: https://spbappo.ru/wp-content/uploads/2020/07
35.    Елисеева Е. В., Киютина И.И., Никонец О.Е. Воспитательный процесс в университете цифровой эпохи //Проблемы современного педагогического образования. – 2019. – № 62(2). – С. 74-77.
36.    Зверкова А.Ю., Омельченко Е. А. Отношение студентов вуза к процессам цифровизации профессиональной подготовки // Концепт. – 2021. – №7. – С. 45-61.
37.    Иванова М. М. Готовность студентов-психологов к учебе в условиях цифровой образовательной среды [Электронный ресурс]// Ratio et Natura. – 2020. – № 2(2). – Режим доступа: https://ratio-natura.ru/sites/default/files/2021-07/116-gotovnost-studentov-psikhologov-k-uchebe-v-usloviyakh-cifrovoy-obrazovatelnoy-sredy.pdf
38.    Ивановский Б.Г. Цифровизация высшего образования в Европе и России: преимущества и риски // Социальные новации и социальные науки. -2021. – №1 (3). – С. 80-95.
39.    Касавина Н.А. Цифровизация как предмет междисциплинарных исследований //Эпистемология и философия науки. – 2019. – Т. 56. – № 4. – С. 251-259.
40.    Квашенко Н.Ю. Влияние иносферы на ценностные установки личности в цифровой культуре // Общество. Коммуникация. Образование. – 2020. – Т. 11. – №1. – С. 19-29.
41.    Колесникова И. А. Постпедагогический синдром эпохи цифромодернизма // Высшее образование в России. – 2019. – Т. 28. – № 8-9. – С. 67-82.
42.    Королёва Л.Г., Сухоруких А.В. "Цифровизация" или гуманизация образования: актуальность асиологической альтернативы // Nomothetika: Философия. Социология. Право. – 2019. – Т. 44. – №3. – С. 375-385.
43.    Кравченко С.А. Социология цифровизации: учебник для вузов. – М. : ЮРАЙТ, 2021. – 236 с.
44.    Крамаренко Н. С. Проблемы "цифровой потребности" и информационной перегруженности обучающихся поколения Z // Педагогика. – 2020. – № 4. – С. 37 – 42.
45.    Кротенко Т. Ю. Философские аспекты цифровой социализации образования // Образование и проблемы развития общества. – 2019. – №2 (8). – С. 27-31.
46.    Ларионова В.А. , Семенова Т.В., Шмелева Е.Д. [и др.]. Вынужденный переход на дистанционное обучение: ожидания и опасения студентов // Университетское управление: практика и анализ. – 2020. – Т. 24. – № 4. – С. 22-29.
47.    Лолаева А. С., Лолаева Д. Т. Цифровая трансформация образования: правовой и философский подходы // Образование и право. – 2021. – №2. – С. 223-230.
48.    Марков Б. В., Волкова С.В. Образование в цифровую эпоху: опыт философского осмысления [Электронный ресурс] // Непрерывное образование: XXI век. – 2020. – Вып. 3 (31). – Режим доступа: https://lll21.petrsu.ru/journal/article.php?id=6051
49.    Маниковская М. А. Цифровизация образования: вызовы традиционным нормам и принципам морали // Власть и управление на Востоке России. – 2019. – №2 (87). – С. 100-106.
50.    Минева С. С. Дистанционное университетское образование: между академической традицией и цифровой деменцией // Ноосферные
исследования. – 2021. – Вып. 1. – С. 99-105.
51.    Минина В. Н. Цифровизация высшего образования и ее социальные результаты // Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. – 2020. – Т. 13. – Вып. 1. – С. 84-101.
52.    Мурзина И.Я. Гуманитарное сопротивление в условиях цифровизации образования // Образование и наука. – 2020. – № 22(10). – С. 90-115.
53.    Новикова Е. С. Современные тенденции развития российского высшего образования в условиях цифровизации мировой экономики // Вестник университета. – 2021. – №7. – С. 67-73.
54.    Нугуманова Л. А., Шайхутдинова Г. А., Яковенко Т. В. Готовность педагога работать в цифровой образовательной среде: результаты мониторинга // Информационные технологии в образовании: мат-лы XI Всерос. научно-практич. конф. с межд. участием. – 2019. – С. 191-195.
55.    Орлов А. А. Портрет "сетевой личности" в контексте теории поколений // Педагогика. – 2019. – № 10. – С. 5-16.
56.    Пак Н.И. Ментальный подход к цифровой трансформации образования //Открытое образование. – 2021. – Т. 25. – №5. – С. 4-14.
57.    Пахомова Т. Е. Формирование ИКТ-компетентности студентов педагогического колледжа с учетом междисциплинарной интеграции в условиях цифровизации образования : дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. – Чита, 2020. – 250 с.
58.    Перевозчикова Н.А., Багдасарова Д.Г. Наука и образование в условиях цифровой экономики: стратегические цели и критерии инновационного развития // Вестник Института экономических исследований. – 2021. – № 1 (21). – С. 73-79.
59.    Пфаненштиль И. А., Панарин В. И. Цифровое образовательное пространство и проблема "расчеловечивания" // Профессиональное образование в современном мире. – 2020. – Т. 10. – № 2. – С. 3656-3665.
60.    Попова О.И. Цифровизация образования и бренд вуза: отношение студентов к процессам // Вопросы управления. – 2019. – № 3 (39). – С. 245-250.
61.    Пучковская Т. В. Цифровые компетенции современного педагога // Цифровая трансформация образования : сб. мат. 2-й Межд. науч.-практ. конф., Минск, 27 марта 2019 г. / отв. ред. А. Б. Бельский. – Минск : ГИАЦ Минобразования, 2019. – С. 389-393.
62.    Рабинович П.Д., Заведенский К.Е., Кушнир М.Э. [и др.]. Цифровая трансформация образования: от изменения средств к развитию деятельности // Информатика и образование. – 2020. – №5. – С. 4-14.
63.    Роберт И. В. Дидактика эпохи цифровых информационных технологий // Профессиональное образование. Столица. – 2019. – № 3. – С.16-26.
64.    Сваталова Т. А. Исследование готовности педагогов дошкольного образования к использованию цифровых технологий в педагогической деятельности //Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. – 2021. – №1 (46). – С. 38-44.
65.    Сеткова И. Н., Лукина А. К. Новые роли педагога в условиях дистанционного обучения // Непрерывное образование: XXI век. – 2021. – №1 (33). – С. 92-102.
66.    Смирнова О.М. Цифровая экономика образования: опережающий характер или потребительский бизнес-проект? // Цифровой ученый: лаборатория философа. – Нижний Новгород: Из-во Нижегородского государственного университета. – 2019. – Т. 2. – №4. – С. 43-49.
67.    Степаненко С. Г. Цифровизация образования как этап мировой глобализации // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. – 2020. – №2. – С. 103-106.
68.    Степанов С. Ю., Оржековский П. А., Ушаков Д. В. Проблема цифровизации и стратегии развития непрерывного образования [Электронный ресурс] //Непрерывное образование: XXI век. 2020. Вып. 2 (30). – Режим доступа: https://lll21.petrsu.ru/journal/article.php?id=5684
69.    Стратегия цифровой трансформации отрасли науки и высшего образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://minobrnauki.gov.ru/documents/?ELEMENT_ID=36749
70.    Строков А.А. Цифровизация образования: проблемы и перспективы // Вестник Мининского университета. – 2020. – Т. 8. – №2. – С. 15.
71.    Сухарев А.В. Цифровизация образования – философские и этнофункциональные психологические аспекты //Цифровой ученый: лаборатория философа. – Нижний Новгород : Из-во Нижегородского государственного университета. – 2019. – Т. 2. – №4. – С. 36-42.
72.    Трудности и перспективы цифровой трансформации образования / А. Ю. Уваров, Э. Гейбл, И. В. Дворецкая и др. ; под ред. А. Ю. Уварова, И. Д. Фрумина ; Нац. исслед. ун-т "Высшая школа экономики", Ин-т образования. – М. : Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. – 343 с.
73.    Усачева О.В., Черняков М.К. Оценка готовности вузов к переходу к цифровой образовательной среде // Высшее образование в России. – 2020. – Т. 29. – № 5. – С. 53-62.
74.    Усольцева В.В. Готовность студентов-психологов к обучению в условиях цифровой образовательной среды [Электронный ресурс]//Международный научно-исследовательский журнал. – 2021. – №1. – Режим доступа: https://research-journal.org/psycology/gotovnost-studentov-psixologov-k-obucheniyu-v-usloviyax-cifrovoj-obrazovatelnoj-sredy/
75.    Федюкина Т.В., Чурин М.В. Самостоятельная работа студента как предмет цифровизации образования // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. – 2021. – №2 (56). – С. 24-31.
76.    Фролова Е.В., Рогач О.В. Специфика восприятия студентами процессов цифровизации образования: осмысление опыта онлайн-обучения в условиях пандемии // Перспективы науки и образования. – 2021. – №3 (51). – С. 43-54.
77.    Хансен А. На цифровой игле / пер. И. Петрова. – М. : Рипол-Классик, 2021. – 240 с.
78.    Ходырев А.М., Данилова Л.Н., Ледовская Т.В., Солынин Н.Э. Проблема системогенеза ценностей педагогической деятельности в условиях цифровизации общества // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. – 2020. – №4. – С. 5-13.
79.    Хрипунова У.В., Кудакова В. С., Тимофеева Э.А. Проблема цифрового слабоумия в XXI веке // Психология личности: актуальные исследования : сб. научных трудов / под ред. Е.М. Разумовой. – Магнитогорск : Изд-во Магнитогорского государственного технического университета, 2020. – С. 29-33.
80.    Цифровая грамотность российских педагогов. Готовность к использованию цифровых технологий в учебном процессе / Т.А. Аймалетдинов, Л.Р. Баймуратова, О.А. Зайцева, Г.Р. Имаева,
Л.В. Спиридонова. Аналитический центр НАФИ. – М. : Изд-во НАФИ, 2019. – 84 с.
81.    Цифровизация образовательной среды: список литературы (2016-2021 гг.) [Электронный ресурс]. Саратов, 2021. – Режим доступа: https://www.sgu.ru/sites/default/files/documents/2021/cifrovizaciya_obrazovatelnoy_sredy-spisok.pdf
82.    Цыганкова В.Н. Цифровизация образовательного процесса (на примере массовых онлайн-курсов) // Креативная экономика. – 2019. – Т. 13. – №3. – С. 523-532.
83.    Яковлева О.В. Стратегии образовательной деятельности в цифровой среде: вопросы профессионального воспитания будущих педагогов //Вестник ВГУ. Серия: Проблемы высшего образования. – 2021. – №1. – С. 96-100.
84.    Яницкий М.С. Психологические аспекты цифрового образования // Профессиональное образование и занятость молодежи: XXI век. Подготовка кадров для цифровой экономики // Профессиональное образование в России и за рубежом. – 2019. – №2 (34). – С. 38-44.
85.    Patel K., McCarthy M. P. Digital transformation: the essentials of e-business leadership. New York: McGraw-Hill. 1st edition. 2000. 134 p.
86.    Spitzer M. Digitale Demenz: Wie wir uns und unsere Kinder um den Verstand bringen. – Munchen: Droemer Knaur GmbH & Co. KG, 2012. - 368 S.

Digital transformation of higher education from the standpoint of interdisciplinary approach: review of humanitarian studies

Authors: Bermus Aleksandr Grigorievich, PSc of Pedagogical sciences, Professor, Southern Federal University, Rostov-on-Don

Keywords: higher education; digitalization; digital transformation; informatization; the benefits of digitalization; digitalization risks; interdisciplinary approach.

The purpose of the study is to identify the actual problems in the field of digital transformation of higher education, studied by modern scientists – teachers, psychologists, sociologists, philosophers, economists. A theoretical and methodological review of the authors' positions and interpretations of the problems under study related to the process of digitalization of education in a digital society is presented. The advantages and risks of the digital transformation of higher education are assessed. The scientific novelty lies in the fact that the author has analyzed the latest (2019-2021) Russian scientific sources in the humanities and pedagogy from the standpoint of an interdisciplinary approach. As a result, key areas of research of digitalization processes in education were identified, aimed at updating the content, forms and methods of professional training in higher education in the context of digital realities.
{{ ELEMENTS.length }}
Наименование
Цена
Количество
Артикул : {{ item.MODEL }}
{{ item.STATUS }}
{{ item.PRICE }}
{{ item.OLD_PRICE }}
- +
Вы экономите: {{ DATA.TOTAL_DISCOUNT_SUM }}
Итого: {{ DATA.TOTAL_SUM }}
Вы можете вернуться в каталог и продожить покупки
Вернуться и продолжить покупки