Педагогическая интерпретация понятия "современное искусство" *

Журнал «KANT» №4(41) 2021 [стр. 293-299]

DOI: 10.24923/2222-243X.2021-41.53

Авторы: Соловцова Ирина Афанасьевна, доктор педагогических наук, профессор, кафедра педагогики, Шипицин Антон Игоревич, кандидат философских наук, доцент, кафедра философии и культурологии, Волгоградский государственный социально-педагогический университет, Волгоград

Ключевые слова: современное искусство; духовно-нравственное воспитание; содержание духовно-нравственного воспитания; ценности; смыслы

* Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта №20-013-00809.

Цель исследования – выявить педагогическую составляющую понятия "современное искусство", что является необходимым условием использования произведений современного искусства для решения задач в сфере духовно-нравственного воспитания учащихся. В статье охарактеризованы основные подходы к пониманию категории "современное искусство" и показано, как эти подходы отражаются в сознании учителей, классных руководителей, педагогов дополнительного образования. Научная новизна исследования заключается в определении педагогической составляющей категории "современное искусство". В результате проведенного исследования выявлены формальные и содержательные подходы к трактовке категории "современное искусство" и определена специфика взглядов педагогов на воспитательный потенциал современного искусства в зависимости от того подхода, с позиций которого педагог оценивает произведения современного искусства.

скачать

Литература:
1. Бакштейн И.М., Барабанов Е.В., Бычков В.В., Маньковская Н.Б., Петровская Е.В., Подорога В.А., Кротов Я. Что такое искусство? // Философский журнал | Philosophy Journal. – 2016. – Т. 9. – № 4. – С. 18-47.
2. Бишоп К. Радикальная музеология, или Так ли уж "современны" музеи современного искусства? – М.: Ад Маргинем, 2014. – 96 с.
3. Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования. – Ростов-на-Дону: Издательство Ростовского педагогического университета, 2000. – 352 с.
4. Вальковский А.В. Актуальное искусство как социокультурный феномен: сущность и социальные функции: диссертация ... кандидата философских наук: 24.00.01. – Волгоград, 2014. – 256 с.
5. Гомперц У. Непонятное искусство. – М.: Синдбад, 2016. – 464 с.
6. Гройс Б. Топология современного искусства // Художественный журнал. – 2006. – С. 61-62. [Электронный ресурс]. URL: http://moscowartmagazine. com/issue/36/article/696 (дата обращения: 30.08.2021)
7. Данто А. Мир искусства. – М.: Ад Маргинем Пресс, 2017. – 64 c.
8. Колесникова И. А., Борытко Н.М., Поляков С.Д., Селиванова Н.Л. Воспитательная деятельность педагога. – М.: Академия, 2005. – 336 с.
9. Пуздровская М.А. Современное искусство как феномен: проблемы определения и периодизации // Таврические студии. Серия: Культурология. – 2018. – № 15. – С. 102-108.
10. Рыков А.В. К вопросу о происхождении и сущности "современного искусства" // Искусствознание. – 2009. – № 1-2. – С. 110-132.
11. Современное искусство по Минкульту // Артгид. 2017. 19 июля. [Электронный ресурс]. URL: https://artguide.com/posts/1298 (дата обращения 02.09.2021).
12. Томпсон Д. Как продать за 12 миллионов чучело акулы. Скандальная правда о современном искусстве и аукционных домах. – М.: Центрполиграф, 2015. – 382 с.
13. Шурипа С.В. Действие и смысл в искусстве второй половины ХХ века. – М.: Институт проблем современного искусства, 2017. – 341 с.
14. Щуркова Н.Е. Восхождение к нравственности. – М.: ИТРК, 2016. – 264 с.
15. Solovtsova I. A., Nikitenko S. N., Shipitsin A. I. Pedagogical Potential of Contemporary Art in the Spiritual and Moral Education of Schoolchildren // European Proceeding of Social and Behavioural Sciences Vol. 95. DOI: 10.15405/epsbs.2020.11.03.97

Pedagogical interpretation of the concept "contemporary art" *

Authors: Solovtsova Irina Afanasievna, DSc of Pedagogical sciences, Professor, Department of Pedagogy , Shipitsin Anton Igorevich, PhD of Philosophical sciences, Associate Professor of Philosophy and Cultural Studies, Volgograd State Socio-Pedagogical University, Volgograd, Russia

Keywords: contemporary art; spiritual and moral education; content of spiritual and moral education; values; meanings.

* The reported study was funded by RFBR, project number 20-013-00809.

The purpose of the study is to identify the pedagogical component of the concept "contemporary art", which is a necessary condition for the using contemporary art for solving problems in spiritual and moral education of students. The article describes the main approaches to understanding the category of "contemporary art" and shows how these approaches are reflected in the minds of teachers, class supervisors, and teachers of additional education. The scientific novelty of the research lies in the definition of the pedagogical component of "contemporary art". As a result of the study, formal and substantive approaches to the interpretation of the category "contemporary art" are identified and it is determined the teachers specificity of educational potential of contemporary art, depending on the approach from which the teacher evaluates works of contemporary art.
{{ ELEMENTS.length }}
Наименование
Цена
Количество
Артикул : {{ item.MODEL }}
{{ item.STATUS }}
{{ item.PRICE }}
{{ item.OLD_PRICE }}
- +
Вы экономите: {{ DATA.TOTAL_DISCOUNT_SUM }}
Итого: {{ DATA.TOTAL_SUM }}
Вы можете вернуться в каталог и продожить покупки
Вернуться и продолжить покупки