Воспитание патриотизма подростков и молодежи: как выявить, измерить, оценить вклад ювенильных медиа *

Журнал «KANT» №4(41) 2021 [стр. 266-272]

DOI: 10.24923/2222-243X.2021-41.48

Авторы: Косолапова Лариса Александровна, доктор педагогических наук, профессор, кафедра Педагогики, Мясникова Диана Игоревна, кандидат филологических наук, старший преподаватель, кафедра Журналистики и массовых коммуникаций, Пермский государственный национальный исследовательский университет, Пермь

Ключевые слова: ювенильные медиа; воспитательный потенциал медиаматериала; патриотизм; воспитание патриотизма подростков и молодежи.

* Исследование проводится при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований: Конкурс на лучшие научные проекты фундаментальных исследований в сфере общественно-политических наук, проводимый совместно РФФИ и ЭИСИ, 2021, заявка № 21-011-31793.

Цель исследования – выявить показатели, характеризующие и позволяющие оценить потенциал медиаматериала, размещенного в ювенильном СМИ, для воспитания патриотизма подростков и молодежи. В статье рассматриваются сущностные характеристики понятия "патриотизм" в историческом и современном контекстах; уточнено определение термина "ювенильные медиа" и охарактеризован их потенциал для решения воспитательных задач; выявлено содержание и стиль медиаматериала, размещенного в ювенильном СМИ, обладающего потенциалом для воспитания патриотизма подростков и молодежи. Научная новизна заключается в выявлении критериев и показателей оценки вклада ювенильных медиа в воспитания патриотизма подростков и молодежи. В результате выявлены теоретические основания для разработки карты экспертной оценки ювенильного медиаматериала с точки зрения его эффективности в аспекте патриотического воспитания.

скачать

Литература:
1. Вяткина Л.А. Самодеятельная подростковая пресса в системе средств массовой информации : автореф. дис. ... канд.. филол. наук / МГУ им. М.В. Ломоносова. – М., 1997. – 22 с.
2. Горбунов В.С. Патриотическое воспитание школьников в условиях городской системы образования: автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01.   Кемерово, 2007. – 23 с.
3. Косолапова Д.И. Ювенильная журналистика в России: исторические и функциональные особенности: автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.01.10.   – Екатеринбург, 2015. – 23 с.
4. Кулакова Н.Л. Детские и подростковые периодические издания в структуре медиахолдингов: автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.01.10. – Екатеринбург, 2017.   24с.
5. Лебедева С.В. Школьные издания как фактор развития медиаобразования в современной России: дис. ... канд. филол.наук: 10.01.10. – Екатеринбург, 2014. – 176 с.
6. Макарчук Я.В. Патриотическое воспитание младших школьников средствами музейной педагогики: автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01.   – Новокузнецк, 2010. – 24 с.
7. Матвеева С.В. Воспитание патриотизма у старшеклассников в условиях целостного педагогического процесса в современной общеобразовательной школе: автореф.дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01. – Н. Новгород, 2006. – 22 с.
8. Мид М. Культура и мир детства. – М.: Наука, 1983. – 134 с.
9.    Полищук И.А. Гражданско-патриотическое воспитание школьников в музейно-образовательной среде: автореф.дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01.   – М., 2013. – 23 с.
10.    Примерное содержание воспитания школьников: Рекомендации по орг. системы воспит. работы общеобразоват. шк. / И.С. Марьенко, С.Е. Хозе, О.С. Богданова и др.; под ред. И.С.Марьенко. – 5-е и., перераб. и доп. – М. : Просвещение, 1984. – 144 с.
11.    Руденко В.И. Формирование патриотизма как ценности у студенческой молодежи: автореф. дис. ... канд. пед. наук.  Тюмень, 2005. – 24 с.
12.    Рыманова Е.Н. Воспитание патриотических качеств школьников в детских объединениях Северного региона: автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01. – Екатеринбург, 2007. – 23 с.
13.    Тимакова Н.Г. Социально-педагогияческие условия патриотического воспитания студенческой молодежи в процессе культурно-досуговой деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.05.   – Казань, 2012. – 24 с.
14.    Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287) URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_389560/154f202810067c03e529 dbb9f2e5f76d5174cd48/ (дата обращения 05.11. 2021).
15.    Цымбаленко С.Б. Акмеологические основания развития подрастающего поколения в системе информационно-коммуникативных взаимодействий: автореф. дис. ... докт. педаг. наук: 19.00.13. – Уфа, 2012. – 69 с.
16.    Якупов К.А. Педагогические условия патриотического воспитания школьников в условиях современного сельского социума: автореф.дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01. – Уфа, 2009. – 22 с.
17.    Gonnet J. Education aux medias: Les controversies fecondes. Paris: CNDP, Hachette. 2001. 144 p.

Fostering the patriotism of adolescents and youth: how to identify, measure, and evaluate the contribution of juvenile media *

Authors: Kosolapova Larisa Аleksandrovna, DSc of Pedagogical sciences, Professor, Department of Pedagogy, Miasnikova Diana Igorevna, PhD of Philological sciences, Senior Lecturer, Department of Journalism and Mass Communication, Perm State National Research University, Perm

Keywords: juvenile media; educational potential of media material; patriotism; education of patriotism of adolescents and youth.

* The research is carried out with the support of the Russian Foundation for Basic Research: Competition for the best scientific projects of fundamental research in the field of socio-political sciences, conducted jointly by the Russian Foundation for Basic Research and EISI, 2021, application No 21-011-31793.

The purpose of the study is to identify indicators that characterize and allow assessing the potential of media material posted in juvenile media for fostering patriotism in adolescents and youth. The article examines the essential characteristics of the concept of "patriotism" in the historical and contemporary contexts; clarified the definition of the term "juvenile media" and characterized their potential for solving educational problems; revealed the content and style of media material posted in juvenile media, which has the potential to foster patriotism in adolescents and youth. The scientific novelty lies in identifying criteria and indicators for assessing the contribution of juvenile media to the upbringing of patriotism in adolescents and youth. As a result, the theoretical foundations for the development of a map of expert assessment of juvenile media material from the point of view of its effectiveness in the aspect of patriotic education were identified.
{{ ELEMENTS.length }}
Наименование
Цена
Количество
Артикул : {{ item.MODEL }}
{{ item.STATUS }}
{{ item.PRICE }}
{{ item.OLD_PRICE }}
- +
Вы экономите: {{ DATA.TOTAL_DISCOUNT_SUM }}
Итого: {{ DATA.TOTAL_SUM }}
Вы можете вернуться в каталог и продожить покупки
Вернуться и продолжить покупки