Развитие эмпатии на уроках музыки в начальной школе как фактор становления чувственной сферы личности обучающихся

Журнал «KANT» №4(41) 2021 [стр. 255-261]

DOI: 10.24923/2222-243X.2021-41.46

Авторы: Дядченко Мария Сергеевна, кандидат искусствоведения, доцент, кафедра Музыкального образования, Топилина Ирина Ивановна, кандидат искусствоведения, доцент, кафедра Музыкального образования, Таганрогский институт имени А.П. Чехова (филиал), Ростовский государственный экономический университет (РИНХ), Таганрог

Ключевые слова: эмпатия; уроки музыки; музыкальные переживания; начальная школа.

Цель исследования – раскрыть особенности влияния эмпатии на развитие чувственной сферы младшего школьника на уроках музыки в школе. В статье акцентировано внимание на специфике становления эмпатии, ее связи с музыкальным материалом. Научная новизна заключается в обосновании целенаправленного развития эмпатийной сферы детей на уроках музыки в конкретизации ее факторов и критериев. В результате выявлены этапы развития эмпатии, ее связь с жизненным и чувственным опытом школьника, его поведением, личностными характеристиками, а также направляющая роль совместной творческой деятельности с учителем, который помогает развивать опыт музыкальных переживаний ученика, влияет на становление его чувств, развивает способность к распознаванию невербально выраженных музыкой эмоций.

скачать

Литература:
1. Бреслав, Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения / Г.М. Бреслав. – М. : Педагогика, 1990. – 140 с.
2. Выготский, Л.С. Учение об эмоциях / Л.С. Выготский // Собр. соч. в 6 ти т. – Т. 6. – М., 2005. – 437 с.
3. Гаврилова, Т.П. Анализ эмпатийных переживаний младших школьников и младших подростков / Т.П. Гаврилова // Психология межличностного познания. – М. : Педагогика, 1981. – С. 122-139.
4. Гегель, Г.В. Лекции об эстетике / Г.В. Гегель. – М. : Просвещение, 1995. – 314 с.  
5. Зинченко, Е.В., Юсупов, И.М. Эмпатия / Е.В. Зинченко, И.М. Юсупов // Психология общения : сборник материалов Международной конференции УРАО, ПИ РАО, МГУ (6-7 ноября 2014 г.) – М.,  2014. – 318 с.
6. Каргапольцев, С.М. Музыка и развитие эмоционально-нравственной отзывчивости младших школьников / С.М. Каргапольцев. – М. : Пед. вестник, 1994. – 83 с.
7. Ковалев, А.Г. Эмпатия и процесс практического познания одной личности другой / А.Г. Ковалев // Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга. – Краснодар : КГПИ, 1975. – С. 32-33.
8. Крившенко, Л.П., Юркина Л.В. Педагогика: Учебник и практикум для академического бакалавриата / Л.П. Крившенко, Л.В. Юркина. – Люберцы : Юрайт, 2015. – 364 c.
9. Надырова, Д.С. О новых тенденциях в изучении музыкальных эмоций: по материалам современных зарубежных психологических исследований / Д.С. Надырова // Искусство и художественное образование в контексте межкультурного взаимодействия: Материалы IV Международной научно-практической конференции (Казань, 15 октября 2015 года). – Казань : Отечество, 2015. – С.171-177.
10. Ражников, В.И. Диалоги о музыке / В. И. Ражников. – М. : Музыка, 1989. – 139 с.
11. Рогов, Е.И. Эмоции и воля / Е.И. Рогов. – М. : Владос, 2001. – 240 с.  
12. Стрелкова, Л.Г. Условия развития эмпатии под влиянием художественного произведения / Л.Г. Стрелкова // Эмоционально-личностное развитие дошкольника: хрестоматия. – М. : АНО ПЭБ, 2008. – С. 210-237.
13. Юсупов И.М. Психология эмпатии: (Теоретические и прикладные аспекты): дис. ... д-ра психол. наук. – СПб., 1995. – 252 с.
14. Murphy, L.B. Social behavior and child personality: an exploratory study of some roots of sympathy. – N.Y., Colambia Univ. Press, 1937. – 317 p.

Development of empathy in music lessons in primary school as a factor in the formation of the sensory sphere of the personality of students

Authors: Dyadchenko Maria Sergeevna, PhD of Art History, Associate Professor, Department of Music Education, Topilina Irina Ivanovna, PhD of Art History, Associate Professor, Department of Music and Art Education, Taganrog Institute named after A.P. Chekhov (branch), Rostov State University of Economics (RINH), Taganrog

Keywords: empathy music lessons; musical experiences; grade school.

The purpose of the study is to reveal the features of the influence of empathy on the development of the sensory sphere of the younger school student in music lessons at school. The article focuses on the specifics of the formation of empathy, its connection with musical material. Scientific novelty lies in the substantiation of the purposeful development of the empathic sphere of children in music lessons, in the specification of its factors and criteria. As a result, the stages of development of empathy, its connection with the life and sensory experience of the student, his behavior, personal characteristics, as well as the guiding role of joint creative activity with the teacher, which helps to develop the experience of the student's musical experiences, affects the formation of his feelings, develops the ability to recognize non-verbally expressed emotions by music, is revealed.
{{ ELEMENTS.length }}
Наименование
Цена
Количество
Артикул : {{ item.MODEL }}
{{ item.STATUS }}
{{ item.PRICE }}
{{ item.OLD_PRICE }}
- +
Вы экономите: {{ DATA.TOTAL_DISCOUNT_SUM }}
Итого: {{ DATA.TOTAL_SUM }}
Вы можете вернуться в каталог и продожить покупки
Вернуться и продолжить покупки