Институционный подход, политический универсум и общественное сознание: новый взгляд на идентичность современной России
Журнал «KANT» №4(41) 2021 [стр. 193-202]
DOI: 10.24923/2222-243X.2021-41.36
Ключевые слова: общественное сознание; институционный подход; народ; общество; государство.
Цель исследования – институционный взгляд на государство и современную Россию, полагаемый в противовес цивилизационно-формационному мировоззрению. Он позволяет переключить общественное и научное сознание со статоцентричного в социоцентричное мировосприятие, по-своему раскрывает соотношение категорий народ, общество и государство в политическом универсуме. В результате, история политического общества представляется социально-диалектической последовательностью публично-правовых укладов, выстроенных исторически изменчивыми политическими нормами. Анализ институционных переходов и политических норм позволяет утверждать, что современное общество, в т.ч. российское, рационально движется к либертарной институции, т.е. к соуправлению равных по закону граждан.
Литература:
1. Аристотель. Политика. Афинская полития. – М., 1997.
2. Архипов С.И. Субъект права. – СПб., 2004.
3. Вебер М. Избранное. Образ общества. – М., 1994.
4. Ворошиловъ Н.Н. Критическiй обзоръ ученiя о разд?ленiи властей. – Ярославль, 1871.
5. Гегель Г. Философия права. – М., 1990.
6. Керимов А.Д., Куксин И.Н. Сильное государство как определяющий фактор общественного прогресса. – М., 2018.
7. Мамут Л.С. Народ в правовом государстве. – М., 1999.
8. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Издание второе. – Т. 21. – М., 1961.
9. Нерсесянц В.С. Национальная идея России во всемирно-историческом прогрессе равенства, свободы и справедливости (манифест о цивилизме). – М., 2001.
10. Поппер К. Открытое общество и его враги. Том I. Чары Платона. – М., 1992.
11. Спиноза Б. Избранные произведения. – Ростов-на-Дону, 1998.
12. Хабермас Ю. Демократия. Разум. Нравственность. – М., 1995.
13. Чиркин В.Е. Конституция и современные модели публичной власти // Государство и право. – 2011. – № 6. – С. 5-12.
14. Штейнъ Л. Исторiя соцiальнаго движенiя Францiи cъ 1789 года. – Томъ I. – СПб., 1872.
1. Аристотель. Политика. Афинская полития. – М., 1997.
2. Архипов С.И. Субъект права. – СПб., 2004.
3. Вебер М. Избранное. Образ общества. – М., 1994.
4. Ворошиловъ Н.Н. Критическiй обзоръ ученiя о разд?ленiи властей. – Ярославль, 1871.
5. Гегель Г. Философия права. – М., 1990.
6. Керимов А.Д., Куксин И.Н. Сильное государство как определяющий фактор общественного прогресса. – М., 2018.
7. Мамут Л.С. Народ в правовом государстве. – М., 1999.
8. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Издание второе. – Т. 21. – М., 1961.
9. Нерсесянц В.С. Национальная идея России во всемирно-историческом прогрессе равенства, свободы и справедливости (манифест о цивилизме). – М., 2001.
10. Поппер К. Открытое общество и его враги. Том I. Чары Платона. – М., 1992.
11. Спиноза Б. Избранные произведения. – Ростов-на-Дону, 1998.
12. Хабермас Ю. Демократия. Разум. Нравственность. – М., 1995.
13. Чиркин В.Е. Конституция и современные модели публичной власти // Государство и право. – 2011. – № 6. – С. 5-12.
14. Штейнъ Л. Исторiя соцiальнаго движенiя Францiи cъ 1789 года. – Томъ I. – СПб., 1872.
Institutional approach, political universe and public consciousness: a new look at the identity of modern Russia
Keywords: public consciousness; institutional approach; people; society; state.
The purpose of the study is an institutional view of the state and modern Russia, as opposed to the civilizational and formational worldview. It allows you to switch public and scientific consciousness from a statocentric to a sociocentric worldview, in its own way reveals the correlation of the categories of people, society and the state in the political universe. As a result, the history of political society appears to be a socio-dialectical sequence of public legal structures built by historically changeable political norms. The analysis of institutional transitions and political norms allows us to assert that modern society, including the Russian one, is rationally moving towards a libertarian institution, i.e. to co-governance of citizens equal in law.