К вопросу о пути выхода из кризиса в образовании: Назад к Канту! *

Журнал «Кант» №4(41) 2021 [стр. 151-160]

DOI: 10.24923/2222-243X.2021-41.28

Авторы: Йенеи Тереза, PhD, Институт прикладных гуманитарных наук, Университет Ньиредьхазы, Ньиредьхаза, Венгрия, Киш Лайош Андраш, Dr. habil., Институт истории и философии, Университет Ньиредьхазы, Ньиредьхаза, Венгрия, Шачина Анна Юрьевна, кандидат педагогических наук, независимый исследователь, Мурманск

Ключевые слова: катастрофа в сфере образования; личностное достоинство; педагогическое мышление; совершеннолетие; "коперниканские" революции Канта; продуктивная деятельность мыслящего субъекта; парадокс чистого практического разума; категорический императив; автономия; чувственная подготовка к нравственности; гетерономия; Sapere aude; ценности.

* Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и РЯИК в рамках научного проекта № 20-511-23002 "Миграция идей и формирование национальных философских традиций: диалоги поверх границ".

Авторы статьи предпринимают попытку определить признаки кризиса современности как следствие отказа от философского обоснования целей и задач научной педагогики, что как цепную реакцию влечёт игнорирование результатов смежных с педагогикой наук: нейробиологии и психологии. Репродуктивный подход в образовании избирательно учитывает результаты эмпирических наук, поскольку они служат его оправданию. В результате наблюдается смещение акцентов: педагоги и другие взрослые испытывают потребность в достижениях воспитанников, в их эффективности, руководствуясь гипотетическим императивом конкурентоспособности на рынке труда. В результате психика ребёнка не развивается должным образом, что проявляется в неспособности видеть в других субъектов взаимодействия, в стремлении объективировать не подлежащее объективации - человека. Авторы статьи видят решение проблемы в обращении к философско-педагогической системе И. Канта, которая позволяет себя реконструировать из его произведений. Авторы статьи приходят к выводу, что И. Канта можно по праву считать основоположником продуктивного подхода в образовании.

скачать

Литература:
1.    Адорно Теодор В. Проблемы философии морали / пер. с нем. М.Л. Хорькова. – М. : Республика, 2000. – 239 с.
2.    Гессен С.И. Основы педагогики: Введение в приклад¬ную философию. – М. : Школа пресс, 1995. – 448 с.
3.    Кант И. Антропология с прагматической точки зрения. – СПб. : Наука, 2002. – 472 с.
4.    Кант И. Критика практического разума // Кант И. Сочинения в 4-х то¬мах на немецком и русском языках. – Т. 3. – М. : Московский философский фонд, 1997. – С. 277-733.
5.    Кант И. Критика чистого разума. // Кант И. Сочинения в 4-х томах на немецком и русском языках. – Т. 2. – Ч. 2. – М. : Наука, 2006. – С. 8-505.
6.    Кант И. Метафизика нравов в двух частях. // Кант И. Основы метафизики нравственности. – М. : Мысль, 1999. – С. 563-909.
7.    Кант И. Трактат о педагогике. // Кант И. Трактаты и письма. – М.: Наука, 1980. – С. 445 – 504.
8.    Кант И. Основоположения к метафизике нравов. // Кант И. Сочинения в 4-х то¬мах на немецком и русском языках. – Т. 3. – М. : Московский философский фонд, 1997. – С. 39-276.
9.    Кант И. Ответ на вопрос: “Что такое просвещение”? // Кант И. Сочинения в 4-х то¬мах на немецком и русском языках. – Т. 1. – М .: Ками, 1993. – С. 125-147.
10.    Карпов А.О. Образование будущего: репродуктивно-продуктивный переход // Вопросы философии. № 1 – 2021. – С. 5-16.
11.    Кирилл (патриарх) Нравственный аргумент бытия Бога (Кант) // Кирилл (патриарх) Слово пастыря. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=SBuMwhh5oFA.
12.    Мамардашвили М.К. Кантианские вариации. - М. : Аграф, 1997. – 320 с.
13.    Шачина А.Ю. Актуальность философско-педагогического наследия И. Канта // Кантовский сборник: Научный журнал.- 2010. - 2 (32). – Калининград : Изд-во РГУ им. И. Канта, 2010. – С. 88-96.
14.    Шачина А.Ю. Критическое мышление как условие возможности личностной свободы // Педагогика. Научно-теоретический журнал. – № 10. – 2014. – С. 40-44.
15.    Шачина А.Ю. Философско-педагогическое наследие И. Канта и тенденции развития педагогики как науки в России и в Германии // Россия и Германия: научный гумбольдтовский журнал. – № 1 (5). – 2013. – С. 4 – 7.
16.    Шачина А.Ю. Цель и задачи педагогической науки в философско-педагогическом наследии И. Канта // Педагогика. Научно-теоретический журнал. – № 6. – 2013. – С. 119-126.
17.    Adorno, Theodor W.: Erziehung zur Mündigkeit: (Gespräch aus dem Jahre 1969) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=3jYyoZ_o5xw.
18.     Brandt R. Immanuel Kant – was bleibt? – 2. Aufl. – Hamburg: Felix Meiner Verlag, 2010. – 265 S.
19.    Fischer, Wolfgang: Immanuel Kant. // Philosophen als Pädagogen: Wichtige Entwürfe klassischer Denker. / Hrsg. von Wolfgang Fischer und Dieter-Jürgen Löwisch. – Darmstadt: Wissenschaftliche Buchgesellschaft, 1998. – S. 125 – 139.
20.    Hufnagel, Erwin: Der Wissenschaftscharakter der Pädagogik: Studien zur pädagogischen Grundlehre von Kant, Natorp und Hönigswald. – Würzburg: Königshausen & Neumann, 1990. – 412 S.
21.    Klemme, Heiner F.: Praktische Gründe und moralische Motivation. Eine deontologische Perspektive. In: Moralische Motivation. Kant und Alternativen / Hrsg. von Heiner F. Klemme, Manfred Kühn, Dieter Schöneker. – Hamburg: Felix Meiner Verlag, 2006. – S. 113 – 153.
22.    Koch, Lutz: Kants ethische Didaktik. – Würzburg: ERGON Verlag, 2003. – 441 S.
23.    Koch, Lutz: Kants Revolutionen. // Kant – Pädagogik und Politik. / Hrsg. von Lutz Koch und Christian Schönherr. – Würzburg: ERGON-Verlag, 2005. – S. 9 – 22.
24.    Niethammer, Arnolf: Kants Vorlesung über Pädagogik: Freiheit und Notwendigkeit in Erziehung und Entwicklung. – Frankfurt a.M.: Peter D. Lang Verlag, 1980. – 280 S.
25.    Petzelt, Alfred: Pädagogik und Philosophie. Einführung in die pädagogische Fragestellung: Aufsätze zur Theorie der Bildung. – Teil I. / Hrsg. von W. Fischer. – Freiburg in Breisgau: Lambertus-Verlag, 1961. – S. 11 – 24.
26.    Ruhloff, Jörg: Pädagogik ohne praktisch-philosophisches Fundament? // Kant und Pädagogik: Pädagogik und praktische Philosophie. / Hrsg. von Jürgen-Eckard Pleines. – Würzburg: Königshausen und Neumann, 1985. – S. 47 – 54.
27.    Spitzer, Manfred: Von der digitalen Demenz zur Smartphone-Pandemie. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=MRrPbNLhEuQ&t=444s.
28.    Westermann, Henrik: Prinzip und Skepsis als Grundbegriffe der Pädagogik. – Frankfurt a.M./Berlin/Bern/Bruxelles/New York/Oxford/Wien: Peterlang, Europäischer Verlag für Wissenschaften, 2005. – 250 S.
29.    Willaschek, Marcus: Verstehen Sie Kant? Interview von Barbara Bleisch mit Marcus Willaschek aus der Reihe Sternstunde Philosophie. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  https://www.youtube.com/watch?v=jdOBzYxjH1g.
30.    Winterhoff, Michael: Wie die Digitalisierung unsere Kinder verblödet – Psychiater spricht Режим доступа: Klartext! [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=zzLM3CrfYm0.

To The Question About The Way Out Of The Crisis In Education: Back To Kant! *

Authors: Jenei Terez, PhD, University of Nyiregyhaza, Hungary, Kiss Lajos Andras, Dr. habil., University of Nyiregyhaza, Hungary, Shachina Anna Yrievna, PhD of Pedagogical sciences, independent researcher, Murmansk

Keywords: disaster in education; the dignity of the person; personality; pedagogical thinking; adulthood; Kant's "Copernican" revolutions; productive activity of a thinking subject; a paradox of pure practical reason; categorical imperative; autonomy; sensual preparation for morality; heteronomy; Sapere aude; values.

* The research was conducted with the financial support of the RFBR and the RIAC in the framework of the scientific project number 20-511-23002 "Migration of ideas and formation of national philosophical traditions: dialogues over borders".

The authors of the article are trying to identify the signs of a crisis of our time as a consequence of the refusal from the philosophical justification of the goals and objectives of scientific pedagogy, which as a chain reaction entail ignoring the results of sciences related to pedagogy: neurobiology and psychology. The reproductive approach in education selectively takes into account the results of the empirical sciences, as they serve to justify it. The result is a shift in emphasis: being driven by the hypothetical imperatives of competitiveness in the labor market, teachers and other adults feel the need for the achievements of the pupils, for their effectiveness. As a consequence, the child's psyche does not develop properly which manifests itself in the inability to see the subjects of interaction in the vis-a-vis, in an effort to objectify what is not subject to objectification - a person. The authors of the article see the solution to the problem in the appeal in the philosophical and pedagogical system of I. Kant, that may be reconstructed from his works. The authors of the article conclude that I. Kant may rightfully be considered the founder of a productive approach to education.
{{ ELEMENTS.length }}
Наименование
Цена
Количество
Артикул : {{ item.MODEL }}
{{ item.STATUS }}
{{ item.PRICE }}
{{ item.OLD_PRICE }}
- +
Вы экономите: {{ DATA.TOTAL_DISCOUNT_SUM }}
Итого: {{ DATA.TOTAL_SUM }}
Вы можете вернуться в каталог и продожить покупки
Вернуться и продолжить покупки