Аспекты рецепций иногенных культурно- религиозных элементов в комплексном подходе к исследованию

Журнал «Кант» №4(41) 2021 [стр. 144-151]

DOI: 10.24923/2222-243X.2021-41.27

Авторы: Ефимов Денис Александрович, соискатель, Департамент философии и религиоведения, Дальневосточный федеральный университет, Приморский край

Ключевые слова: религиозный синкретизм; культурный синкретизм; комплексный подход; рецепция; типология синкретизма; инклюзивность.

В статье обсуждены основания и особенности комплексного подхода к исследованиям процессов и явлений рецепции иногенных культурных и религиозных элементов. Основываясь на концепции "понимающего вопрошания", служащего, согласно М. Хайдеггеру, "почвой" для способности понимания, автор конструирует методологическую схему комплексного подхода, призванного предоставить достаточный эвристический минимум в познании указанного предмета исследования путем поиска ответов на основные вопросы научно-философского интереса. Акцентируя роль субъекта как действующей причины в процессах культурно-религиозного синкретизма, автор обращает внимание на важность исследования его интенций, выражаемых вербально, графически или деятельно (бездеятельно). Данная задача приводит к необходимости различать экстериорный и интериорный аспекты исследуемого процесса или явления. Представляя субъективный мир как первичное место осуществления синкретизации, автор аргументирует целесообразность исследования мировоззренческих парадигм и доминант субъекта рецепции, используя не только мотивационно-целевой, но и экзистенциальный анализ. Комплексное исследование мироотношения субъекта, его онтологических, гносеологических, аксиологических и праксиологических установок, социальной, экономической, политической и культурной среды способствует пониманию экзогенных и эндогенных факторов, формирующих его экстринсивную и интринсивную мотивацию. Основанные на интерпретации культурных (религиозных) норм, принципов и императивов различные степени готовности субъектов осуществлять или поддерживать рецепции иногенных элементов позволяют выделить аналитическую категорию субъективных "границ инклюзивности", а также дают возможность трехчастной типологизации рецепций, выделяя их сепарационный, альтернационный и фузионный типы. В связи с тем, что рецепции зачастую являются не конечной целью, но средством реализации более широкого плана достижения той или иной цели, автор также предлагает различать стратегии и тактики рецепции. Процесс рецепции, таким образом, представляется как состоящий из ряда аспектов или этапов, рассмотрение которых составляет содержание предлагаемого методологического "алгоритма" исследований процессов и явлений рецепции иногенных культурных или религиозных элементов в рамках комплексного подхода к исследованию.

скачать

Литература:
1. Вечтомов Е.М. Философия математики: монография / Е. М. Вечтомов. – Киров : Радуга-ПРЕСС, 2013. – 316 с.
2. Гаврилова Ю.В. Механизмы возникновения религиозного синкретизма / Ю.В. Гаврилова // Гуманитарный вектор. – 2017. – Т. 12, № 3. – С. 97–105.
3. Гаврилова Ю.В. Особенности функционирования религиозного сознания в условиях религиозного синкретизма / Ю.В. Гаврилова // Контекст и рефлексия: философия о мире и человеке. – 2018. – Т. 7, № 4А. – С. 69–74.
4. Дубровский Д.И. Проблема идеального. Субъективная реальность / Д.И. Дубровский. – М. : Канон+, 2002. – 368 с.
5. Капустин Н.С. Особенности эволюции религии (на материалах древних верований и христианства) / Н. С. Капустин. – М. : Мысль, 1984. – 222 с.
6. Логинова Н.А. Опыт человекознания: История комплексного подхода в психологических школах В.М. Бехтерева и Б.Г. Ананьева / Н.А. Логинова. – СПб. : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2005. – С. 16–17.
7. Мерло-Понти M. Феноменология восприятия / M. Мерло-Понти; пер. с фр. под ред. И.С. Вдовиной, С.Л. Фокина. – СПб. : Ювента; Наука, 1999. – 605 с.
8. Накорчевский А.А. Синто / А.А. Накорчевский. – 2-е изд., исп. и доп. – СПб. : Азбука-классика; Петербургское Востоковедение, 2003. – 448 с. – (Мир Востока).
9. Хайдеггер М. Время и бытие / М. Хайдеггер. – М. : Республика, 1993. – 447 с.
10. Ячин С.Е. Аналитика человеческого бытия: введение в опыт самопознания. Систематический очерк / С.Е. Ячин. – М. : ИНФРА-М, 2014. – 217 с.
11. Abimbola, W. Ifб will mend our broken world: thoughts on Yoruba religion and culture in Africa and the Diaspora. Interviews with an introduction by Ivor Miller / W. Abimbola. – Roxbury: Aim Books, 2003. – xiii, 185 p.
12. Ballard, E. C. Ndoki Bueno, Ndoki Malo: A Dissertation in Folklore and Folklife, Presented to the Faculties of the University of Pennsylvania In Partial Fulfillment of the Requirements for the Degree of Doctor of Philosophy / Eoghan Craig Ballard. – 2005. – xvii, 255 p. – ProQuest Dissertations and Theses database (№ 3165638).
13. Bastide, R. Problems of Religious Syncretism / R. Bastide // Syncretism in Religion: A Reader / A.M. Leopold, J. S. Jensen (eds.). – New York: Routledge, 2005. – P. 113–141.
14. Calleja, G. El Kimpъngulu: Corpus Santoral del Palo Monte Mayombe / G. Calleja, R. Alpizar. – Madrid: Ediciones Maiombе, Ralph Alpizar, 2012. – 180 p.
15. D’Costa, G. Assessing Catholic–Buddhist ‘Dual–Belonging’ in the Light of the Catholic Magisterium / G. D’Costa // Theological and Philosophical Responses to Syncretism: Beyond the Mirage of Pure Religion / P. Fridlund, M. Vдhдkangas (eds.). – Leiden, Boston: Brill, 2017. – P. 104–162.
16. Eco, U. Between author and text / U. Eco // Interpretation and overinterpretation / S. Collini (ed.). – Cambridge: Cambridge University Press, 2002. – P. 67–88.
17. Ferretti, S. F. Religious Syncretism in an Afro-Brazilian Cult House / S. F. Ferretti // Reinventing Religions: Syncretism and Transformation in Africa and the Americas / S. M. Greenfield, A. F. Droogers (eds.). – Lanham, Boulder, New York, Oxford: Rowman & Littlefield, 2001. – P. 87–97.
18. Greenfield, S. M. The Reinterpretation of Africa: Convergence and Syncretism in Brazilian Candomble / S. M. Greenfield // Reinventing Religions: Syncretism and Transformation in Africa and the Americas / S. M. Greenfield, A. F. Droogers (eds.). – Lanham, Boulder, New York, Oxford: Rowman & Littlefield, 2001. – P. 113–129.
19. Hirsch Jr., E. D. The Aims of Interpretation / E.D. Hirsch Jr. – Chicago: University of Chicago Press, 1976. – vi, 274 p.
20. Jimйnez, R. D. Hombres y dioses: panorama de las religiones populares en Cuba / R. D. Jimйnez, E. S. Garcнa. – Santiago de Cuba: Editorial Oriente, 1999. – 112 p.
21. Kraemer, H. Syncretism / H. Kraemer // Syncretism in Religion: A Reader / A. M. Leopold, J. S. Jensen (eds.). – New York: Routledge, 2005. – P. 39–47.
22. McAlister, E. Rara! Vodou, Power, and Performance in Haiti and Its Diaspora / E. McAlister. – Berkeley: University of California Press, 2002. – xviii, 259 p. 
23. Mйtraux, A. Voodoo In Haiti / A. Mйtraux. – New York: Pantheon, 1989. – 432 p.
24. Munk, K. Medicine-men, modernity and magic: syncretism as an explanatory category to recent religious responses and magical practices among urban blacks in contemporary South Africa / K. Munk // Syncretism in Religion: A Reader / A. M. Leopold, J. S. Jensen (eds.). – New York: Routledge, 2005. – P. 362–375.
25. Ryle, J. Miracles of the People: Attitudes to Catholicism in an Afro-Brazilian Religious Centre in Salvador Da Bahia / J. Ryle // Vernacular Christianity: Essays in the Social Anthropology of Religion / R. G. Lienhardt, W. James, D. H. Johnson (eds.). – Oxford: Jaso, 1988. – P. 40–50.
26. Simpson, G. E. Belief system of Haitian Vodoun / G. E. Simpson // American Anthropologist. – 1945. – Vol. 47, № 1. – P. 35–59.
27. Vanhee, H. Central African Popular Christianity and the Making of Haitian Vodou Religion / H. Vanhee // Central Africans and Cultural Transformations in the American Diaspora / L. M. Heywood (ed.). –New York: Cambridge University Press, 2002. – P. 262–263.
28. Zьrcher, E. Jesuit Accommodation and the Chinese Cultural Imperative / E. Zьrcher // The Chinese Rites Controversy: Its History and Meaning / D. E. Mungello (йd.). – Nettetal: Steyler Verlag, 1994. – P. 31–64.

Aspects of receptions of inogenic cultural-religious elements in complex approach to research

Authors: Efimov Denis Aleksandrovich, Postgraduate student, Department of Philosophy and Religious Studies, Far Eastern Federal University, Primorsky Krai

Keywords: religious syncretism; cultural syncretism; complex approach; reception; typology of syncretism; inclusivity.

This article discusses foundations and particularities of the complex approach to researches of processes and phenomena of reception of inogenetic cultural and religious elements. Based on the conception of "comprehending questioning", which, according to Martin Heidegger, is a "ground" for understanding, the author builds a methodologic scheme of the complex approach, which serves to provide a sufficient heuristical minimum in perception of referred subject of research by searching for the answers to the basic issues of scientific philosophical interest. Emphasizing the role of the subject as an efficient cause in processes of cultural-religious syncretism the author focuses on importance of research of his intentions which is expressed verbally, graphically or actively (passively). This task necessitates to differentiate exterior and interior aspects of process or phenomenon being studied. Representing a subjective world as an original place for implementation of syncretization the author gives reasons for expediency of the research of worldview paradigms and dominating idea of subject of reception using not only motivational-targeted analysis but also existential one. A complex research of subject's world relationship, his ontological, epistemological, axiological and praxeological affirmations and social, economic, political and cultural environment enhances the understanding of exogenous and endogenous factors which develop his extrinsic and intrinsic motivation. Based on the interpretation of cultural (religious) norms, principles and imperatives, various degrees of subjects' readiness to accomplish or maintain receptions of inogenic elements allow to identify an analytical category of subjective "bounds of inclusivity" and make it possible to develop three-part classification of receptions, highlighting its separational, alternation and fusional types. Taking into consideration that receptions often operate as no final goal but as an implementer of more extensive plans of achieving one or another goal, the author also offers to distinguish strategy and tactics of receptions. Therefore, a process of reception is presenting as consisting of a range of aspects or steps, the consideration of which constitutes the content of suggested methodological "algorithm" for researching the processes and phenomena of reception of inogenic cultural or religious elements within the framework of the complex approach to research.
{{ ELEMENTS.length }}
Наименование
Цена
Количество
Артикул : {{ item.MODEL }}
{{ item.STATUS }}
{{ item.PRICE }}
{{ item.OLD_PRICE }}
- +
Вы экономите: {{ DATA.TOTAL_DISCOUNT_SUM }}
Итого: {{ DATA.TOTAL_SUM }}
Вы можете вернуться в каталог и продожить покупки
Вернуться и продолжить покупки