Философская антропология Макса Шелера как сущностная феноменология и теономная аксиология человека

Журнал «KANT» №4(41) 2021 [стр. 135-139]

DOI: 10.24923/2222-243X.2021-41.25

Авторы: Бурханов Рафаэль Айратович, доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой , Никулина Ольга Вячеславовна, кандидат философских наук, доцент кафедры, кафедра Философии и права, Сургутский государственный университет, Сургут

Ключевые слова: Макс Шелер; философская антропология; феноменология; аксиология; метафизика; бытие; человек; Бог; всечеловек; феномен; ценность; трансцендентное; трансцендирование.

В статье анализируются роль и значение феноменологии и аксиологии в концепции человека Макса Шелера. Отмечается, что под феноменологией он понимает такую установку духовного созерцания, посредством которой можно усмотреть или постигнуть в переживании некую область "фактов". Феноменологическая философия стремится к познанию трансцендентных оснований Мироздания, абсолютных сущностей, которые конституированы в ценностях, имеющих этическую нагруженность. Подчеркивается, что философская антропология Шелера сформировалась на основе сущностной феноменологии и теономной аксиологии. Специфику человека немецкий мыслитель усматривает в его принципиальной неукорененности, онтологической недостаточности, антропологической незавершенности в мире. Это становящееся существо, устремленное к исходящим от Бога высшим ценностям. Его особое положение в Мироздании заключается в способности трансцендировать себя за границы повседневности. Целью развития человека является "моральное воспарение", посредством которого ядро личности пытается принять участие в сущностном. Это реализация идеала "всечеловека" как конкретной целостности человеческого духа, формирование всесторонней и духовно развитой личности.

скачать

Литература:
1. Брентано Ф. Психология с эмпирической точки зрения // Брентано Ф. Избранные работы / Сост., перев. с нем. В. Анашвили. – М. : Дом интеллектуальной книги; Русское феноменологическое общество, 1996. – С. 9-91.
2. Гуссерль Э. Парижские доклады // Гуссерль Э. Избранные работы / сост. В.А. Куренной. – М. : Территория будущего, 2005. – С. 341-376.
3. Лекторский В.А. Феноменализм // Новая философская энциклопедия: в 4 т. – М. : Мысль, 2010. – Т. 4. – С. 175.
4. Савин А. О сущности феноменологической философии // HORIZON. Феноменологические исследования. – 2015. – Т. 4. – № 1. – С. 9-37.
5. Шелер М. Человек и история // Шелер М. Избранные произведения / пер. с нем. А.В. Денежкина, А.Н. Малинкина, А.Ф. Филиппова. – М. : Гнозис, 1994. – С. 70-97.
6. Шелер М. Человек в эпоху уравнивания / Пер. с нем. А.В. Денежкина, А.Н. Малинкина, А.Ф. Филиппова. // Шелер М. Избранные произведения. – М. : Гнозис, 1994. – С. 98-128.
7. Шелер М. Положение человека в космосе // Шелер М. Избранные произведения / пер. с нем. А.В. Денежкина, А.Н. Малинкина, А.Ф. Филиппова. – М. : Гнозис, 1994. – С. 129-193.
8. Шелер М. Феноменология и теория познания // Шелер М. Избранные произведения / пер. с нем. А.В. Денежкина, А.Н. Малинкина, А.Ф. Филиппова. – М. : Гнозис, 1994. – С. 195-258.
9. Шелер М. Формализм в этике и материальная этика ценностей // Шелер М. Избранные произведения / пер. с нем. А.В. Денежкина, А.Н. Малинкина, А.Ф. Филиппова. – М. : Гнозис, 1994. – С. 259-337.
10. Шелер М. Ordo amoris // Шелер М. Избранные произведения / пер. с нем. А.В. Денежкина, А.Н. Малинкина, А.Ф. Филиппова. – М. : Гнозис, 1994. – С. 339-377.
11. Шелер М. Философские фрагменты из рукописного наследия. – М. : Институт философии, теологии и истории Св. Фомы, 2007. – 384 с.
12. Шелер М. О сущности человека и моральном условии философского познания // Шелер М. О сущности человека: работы разных лет / пер. с нем. А.Н. Малинкина. – Центр гуманитарных инициатив, 2020. – С. 73-117.
13. Schütz A., Luckmann Th. Strukturen der Lebenswelt. – Konstanz: UVK Verlagsgesellschaft mbH, 2003. - 694 S.

Philosophical anthropology of Max Scheler as an essential phenomenology and theonomic axiology of human

Authors: Burkhanov Rafael Ayratovich, DSc of Philosophical sciences, Professor, Head of Department , Nikulina Olga Vyacheslavovna, PhD of Philosophical sciences, Associate Professor, Department of Philosophy and Law, Surgut State University, Surgut

Keywords: Max Scheler; philosophical anthropology; phenomenology; axiology; metaphysics; being; human; God; whole human; phenomenon; value; transcendent; transcending.

The article analyzes the role and significance of phenomenology and axiology in the concept of human by Max Scheler. It is noted that by phenomenology he understands such an attitude of spiritual contemplation, through which one can see or comprehend in the experience a certain area of "facts". Phenomenological philosophy seeks to understand the transcendent foundations of the Universe, absolute essences that are constituted in values that are ethically loaded. It is emphasized that Scheler?s philosophical anthropology was formed on the basis of essential phenomenology and theonomic axiology. The German thinker sees the specificity of a human in his fundamental lack of root, ontological inadequacy, and anthropological incompleteness in the world. This is a becoming being, aspiring to the highest values emanating from God. His special position in the Universe lies in the ability to transcend himself beyond the boundaries of everyday life. The goal of human development is "moral soaring", through which the core of the personality tries to take part in the essential. This is the realization of the ideal of "whole human" as a concrete integrity of the human spirit, the formation of a comprehensive and spiritually developed personality.
{{ ELEMENTS.length }}
Наименование
Цена
Количество
Артикул : {{ item.MODEL }}
{{ item.STATUS }}
{{ item.PRICE }}
{{ item.OLD_PRICE }}
- +
Вы экономите: {{ DATA.TOTAL_DISCOUNT_SUM }}
Итого: {{ DATA.TOTAL_SUM }}
Вы можете вернуться в каталог и продожить покупки
Вернуться и продолжить покупки