Развитие навыков рефлексии при изучении языковых дисциплин в техническом вузе

Журнал «KANT» №3(40) 2021 [стр. 325-329]

DOI: 10.24923/2222-243X.2021-40.61

Авторы: Хан Ольга Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра Иностранных языков и межкультурных коммуникаций, Уральский государственный университет путей сообщения, Екатеринбург

Ключевые слова: рефлексия; познавательная деятельность; осознанность обучения; самостоятельность обучения; совместная деятельность; коммуникация.

Цель исследования – изучить возможности, которые даёт изучение языковых дисциплин в развитии навыков рефлексии. В статье рассматривается проблема развития рефлексивных навыков студентов технических специальностей на начальном этапе обучения. Научная новизна заключается в представлении характеристик процесса обучения, влияющих на проявление рефлексии: осознанность и самостоятельность; включение в совместную деятельности не только на уровне межличностного общения, но и на уровне организации познавательного процесса; необходимость изменения позиции студента и преподавателя. В результате делается вывод о том, что развитие рефлексивных навыков на начальном этапе обучения в вузе формирует качества, необходимые в дальнейшей учёбе и профессиональной деятельности.

скачать

Литература:
1. Безотосова-Курбатова И. Г. Развитие рефлексии студентов технического вуза в процессе обучения психологии : дис. … канд. психол. наук – Самара, 2004. – 257 c.
2. Голицын Г. А. Рефлексия как фактор развития // Проблемы рефлексии. Современные комплексные исследования. – Новосибирск : Наука, 1987. – С. 54-60.
3. Давыдов В.В., Зак А.3. Уровень планирования как условие рефлексии // Проблемы рефлексии. Современные комплексные исследования. -Новосибирск : Наука, 1987. – С. 43-49.
4. Ермакова Г.Г. Педагогические условия развития профессиональной рефлексии педагога: автореф. … канд. пед. наук. – Оренбург, 1999. – 17 с.
5. Ильясов И.И., Можаровский И. Л. Рефлексия как условие формирования научно нормированных способов познавательной деятельности. // Проблемы рефлексии. Современные комплексные исследования. – Новосибирск : Наука, 1987. –  С. 113-122.
6. Лопарева М.А. Формирование рефлексивных умений студента в учебно-познавательной деятельности : автореф. … канд. пед. наук. – Оренбург, 2009. – 25 с.
7. Мальская О. Е, Сидельникова А.А. Особенности осознания студентами учебной деятельности // Проблемы рефлексии. Современные комплексные исследования. – Новосибирск : Наука, 1987. – С.85-89.
8. Огурцов А. II. Альтернативные модели анализа сознания: рефлексия и понимание // Проблемы рефлексии. Современные комплексные исследования. – Новосибирск : Наука, 1987. – С. 14-19.
9. Рубцов В. В. Психологические основы исследования совместных учебных действий у детей (к вопросу о рефлексивных механизмах происхождения учебно-познавательного действия // Проблемы рефлексии. Современные комплексные исследования. – Новосибирск : Наука, 1987. – С. 76-85.
10. Слободчиков В.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: учеб. пособие / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев. – М. : Шк. пресса, 2000. – 416 с.
11. Хан О.Н. Волевой аспект систематизации познавательной деятельности при изучении языковых дисциплин // Концепт. – 2019. - № 8. - С. 68-74.

Development of reflexion skills while studying language disciplines at a technical university

Authors: Khan Ol'ga Nikolaevna, PhD of Pedagogical sciences, Associate Professor, Department of Foreign Languages and Intercultural Communication, Ural State University of Railway Transport, Ekaterinburg

Keywords: reflection; cognitive activity; mindfulness of learning; independent learning; Team work; communication.

The purpose of the study is to explore the opportunities that the study of language disciplines provides in the development of reflection skills. The article deals with the problem of the development of reflexive skills of students of technical specialties at the initial stage of training. Scientific novelty lies in the presentation of the characteristics of the learning process that affect the manifestation of reflection: awareness and independence; inclusion in joint activities not only at the level of interpersonal communication, but also at the level of the organization of the cognitive process; the need to change the position of the student and teacher. As a result, it is concluded that the development of reflexive skills at the initial stage of study at a university forms the qualities necessary for further study and professional activity.
{{ ELEMENTS.length }}
Наименование
Цена
Количество
Артикул : {{ item.MODEL }}
{{ item.STATUS }}
{{ item.PRICE }}
{{ item.OLD_PRICE }}
- +
Вы экономите: {{ DATA.TOTAL_DISCOUNT_SUM }}
Итого: {{ DATA.TOTAL_SUM }}
Вы можете вернуться в каталог и продожить покупки
Вернуться и продолжить покупки