Метафорическая синергетика в педагогическом моделировании процессов трансформации образования: правомерность применения

Журнал «KANT» №3(40) 2021 [стр. 304-309]

DOI: 10.24923/2222-243X.2021-40.57

Авторы: Тоискин Владимир Сергеевич, кандидат технических наук, профессор, Красильников Владимир Вячеславович, кандидат технических наук, доцент, Редванов Алим Салимович, ассистент , кафедра Математики, информатики и цифровых образовательных технологий, Ставропольский государственный педагогический институт, Ставрополь

Ключевые слова: трансформация образования; педагогическая экосистема; метафорическая синергетика; самоорганизация; моделирование; прогнозирование; адекватность метафорической синергетики.

Процесс трансформации образования в настоящее время находится на этапе формирования методик и практик обучения, в том числе на основе использования прогностических моделей. Проблема формирования заключается в изменении функционального места образования в условиях четвертой промышленной революции. Цель исследования – обосновать правомерность применения метафорической синергетики при прогностическом моделировании педагогических процессов в рамках образовательной экосистемы. Научная новизна заключается в обосновании использования экосистемного подхода в прогностическом педагогическом моделировании с включением междисциплинарного метафорического языка синергетики и определением содержания его основных понятий в рамках предметной области. В результате раскрыто предметное содержание основных метафор синергетики применительно к моделированию прогностических моделей трансформации образования.

скачать

Литература:
1. Алиева Н.З. Cамоорганизация современного социума: социосинергетический подход [Электронный ресурс]// Современные проблемы науки и образования № 1-1. [2015]. URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=17654(дата обращения: 17.04.2021).
2. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития//В.И. Андреев. – Казань : Изд-во Казанского ун-та, 1996. – 568 с.
3. Бочкарев А.И. Проектирование синергетической среды в образовании / А.И. Бочкарев. – М., 2000. – 52 с.
4. Бровкина Ю. Трансформация системы образования: почему и как она происходит [Электронный ресурс] // URL: https://medium.com/direktoria-online/brovkina-9c7cf1e2f423(дата обращения: 17.04.2021)
5.    Буданов В.Г. Методология синергетики в постнеклассической науке: принципы и перспективы – Постнеклассика: философия, наука, культура. – СПб. : Миръ, 2009. – С. 361-396
6.    Вешнева И.В. Использование в интеллектуальной системе мониторинга процесса формирования профессиональных компетенций мод Карунена-Лоэва // Вестник Казанского технологического университета. – 2014. – Т. 17. – № 17. – С. 195-202.
7.    Куреи?чик В.М., Писаренко В.И. Синергетические принципы в моделировании педагогических систем // Открытое образование. – 2013 – №6. – С. 16-23.
8.    Пираи?нен Е. В. Трансформация образовательного процесса в современном информационном пространстве // Дискурс. – 2017. – №4. – С. 32-36.
9.    Материалы конференции "Эврика – Авангард 2020" [Электронный ресурс]// URL: https://eurekanet.ru/fgos_doc(дата обращения: 17.04.2021).
10.    Петрова Е.И. "О парадигмальном статусе синергетики" [Электронный ресурс]// URL: http://cyberleninka.ru/article/n/o-paradigmalnom-statuse-sinergetiki(дата обращения: 17.04.2021).
11.    Рабинович П.Д., Заведенский К.Е. Образование из будущего. ФГОС 4.0 – первый цифровой // Образовательная политика. – 2020. – № 83 (3). – С. 60-73.
12.    Луценко С.И. Цифровая трансформация образования в Послании Президента Федеральному Собранию [2020]. [Электронный ресурс]// URL: http://digital-economy.ru/images/easyblog_articles/ 600/-------2020.pdf
13.    Уваров А.Ю., Фрумин И.Д. Трудности и перспективы цифровой трансформации образования. – М. : Издательский дом Высшей школы экономики, 2019.
14.    Уваров А.Ю. Образование в мире цифровых технологии?: на пути к цифровой трансформации. М. : Изд. дом ГУ-ВШЭ, 2018. – 168 с.
15.    Ивин А.А. Философия: Энциклопедический словарь. – М. : Гардарики, 2004.

Metaphorical synergetics in pedagogical modeling of educational transformation processes: validity of application

Authors: Toiskin Vladimir Sergeevich, PhD of Technical sciences, Professor, Department of Mathematics, Krasilnikov Vladimir Vyacheslavovich, PhD of Technical sciences, Associate Professor, Redvanov Alim Salimovich, Assistant, Department of Mathematics, Computer Science and Digital Educational Technologies, Stavropol State Pedagogical Institute, Stavropol

Keywords: transformation of education; pedagogical ecosystem; metaphorical synergy; self-organization; modeling; forecasting; adequacy of metaphorical synergy.

The process of transformation of education is currently at the stage of formation of teaching methods and practices, including those based on the use of predictive models. The problem of formation is the change in the functional place of education in the conditions of the fourth industrial revolution. The purpose of the study is to substantiate the validity of the use of metaphorical synergetics in predictive modeling of pedagogical processes within the educational ecosystem. The scientific novelty lies in the justification of the use of the ecosystem approach in predictive pedagogical modeling with the inclusion of an interdisciplinary metaphorical language of synergetics and the definition of the content of its basic concepts within the subject area. As a result, the subject content of the main metaphors of synergetics in relation to the modeling of predictive models of education transformation is revealed.
{{ ELEMENTS.length }}
Наименование
Цена
Количество
Артикул : {{ item.MODEL }}
{{ item.STATUS }}
{{ item.PRICE }}
{{ item.OLD_PRICE }}
- +
Вы экономите: {{ DATA.TOTAL_DISCOUNT_SUM }}
Итого: {{ DATA.TOTAL_SUM }}
Вы можете вернуться в каталог и продожить покупки
Вернуться и продолжить покупки