Интеллектуальные способности личности: историко-педагогический дискурс
Журнал «KANT» №3(40) 2021 [стр. 284-289]
DOI: 10.24923/2222-243X.2021-40.54
Ключевые слова: интеллектуальные способности; интеллектуальная деятельность, тест, развитие, условия, дифференциация образования, обучающиеся, историко-педагогических дискурс.
Цель исследования – раскрыть особенности развития интеллектуальных способностей личности в историко-педагогическом контексте. В статье представлен краткий анализ развития взглядов педагогов и психологов на проблему определения сущности, структуры интеллектуальных способностей личности. Научная новизна заключается в том, что авторами сделан акцент на малоизученные труды ученых начала ХХ века (А.П. Нечаев, Г.И. Россолимо, В.М. Экземплярский), в которых предлагались различные структуры интеллектуальных способностей, методики для изучения интеллектуальных способностей школьников, а также дифференциация обучения в соответствии с особенностями интеллектуального развития обучающихся. В результате выявлены и обобщены данные мониторинга развития интеллектуальных способностей обучающихся Ставропольского края.
Литература:
1. Нечаев А.П. Психология творческого изобретательства. – М.-Л. : Государственное издательство,1929. – 88 с.
2. Ромаева Н.Б., Никотина Е.В. Организация работы с одаренными обучающимися: региональный мониторинг // Экономические и гуманитарные исследования регионов. – № 3. – 2020. – С. 99-105.
3. Россолимо Г.И. Психологические профили. – М., 1910. – 23 с.
4. Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования. – М.; АН СССР, 1958. – 145с.
5. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. – М. -Л. : Изд-во АПН РСФСР, 1947. – 335 с.
6. Холодная М.А., Гельфман Э.Г. Интеллектуальное воспитание личности // Педагогика. – 1998. – №1. – С.55-61.
7. Что такое одаренность: выявление и развитие одаренных детей. Классические тексты / под ред. А.М. Матюшкина, А.А. Матюшкиной. – М. : МПСИ, 2008. – 368 с.
8. Штерн В. Умственная одаренность. Психологические методы испытания умственной одаренности в их применении к детям школьного возраста. – М. : Перспектива, 2020. – 160 с.
9. Экземплярский В.М. Проблема школ для одаренных. – М.-Л. : Московское акционерное издательское общество, 1927. – 98 с.
1. Нечаев А.П. Психология творческого изобретательства. – М.-Л. : Государственное издательство,1929. – 88 с.
2. Ромаева Н.Б., Никотина Е.В. Организация работы с одаренными обучающимися: региональный мониторинг // Экономические и гуманитарные исследования регионов. – № 3. – 2020. – С. 99-105.
3. Россолимо Г.И. Психологические профили. – М., 1910. – 23 с.
4. Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования. – М.; АН СССР, 1958. – 145с.
5. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. – М. -Л. : Изд-во АПН РСФСР, 1947. – 335 с.
6. Холодная М.А., Гельфман Э.Г. Интеллектуальное воспитание личности // Педагогика. – 1998. – №1. – С.55-61.
7. Что такое одаренность: выявление и развитие одаренных детей. Классические тексты / под ред. А.М. Матюшкина, А.А. Матюшкиной. – М. : МПСИ, 2008. – 368 с.
8. Штерн В. Умственная одаренность. Психологические методы испытания умственной одаренности в их применении к детям школьного возраста. – М. : Перспектива, 2020. – 160 с.
9. Экземплярский В.М. Проблема школ для одаренных. – М.-Л. : Московское акционерное издательское общество, 1927. – 98 с.
A person's intellectual abilities: historical and pedagogical discourse
Keywords: intellectual abilities; intellectual activity; test; development; conditions; differentiation (differentiated instruction); learners (school students); historical and pedagogical discourse.
The purpose of the study is to reveal the features of the development of intellectual abilities of the individual in the historical and pedagogical context. The article presents a brief analysis of the development of the views of teachers and psychologists on the problem of determining the essence and structure of the intellectual abilities of a person. The scientific novelty lies in the fact that the authors focus on the little-studied works of scientists of the early twentieth century (A. P. Nechaev, G. I. Rossolimo, V. M. Instantirsky), which proposed various structures of intellectual abilities, methods for studying the intellectual abilities of schoolchildren, as well as the differentiation of training in accordance with the features of the intellectual development of students. As a result, the data of monitoring the development of intellectual abilities of students of the Stavropol Territory are identified and summarized.