Социально-психологическая адаптация детей с ментальной инвалидностью средствами орф-педагогики

Журнал «KANT» №3(40) 2021 [стр. 272-279]

DOI: 10.24923/2222-243X.2021-40.52

Авторы: Прокопенко Анастасия Викторовна, кандидат исторических наук, заведующая кафедрой , Гонтарь Алла Анатольевна, старший преподаватель , кафедра Дополнительного образования и воспитательных технологий, Белгородский институт развития образования, Белгород

Ключевые слова: социально-психологическая адаптация детей с ментальной инвалидностью; гуманистическая философия образования; информативно-логический подход в образовании; Орф-педагогика; Орф-подход; позитивный музыкальный опыт; музыкальная терапия.

В статье обозначена проблема социально-психологической адаптации детей с ментальной инвалидностью в организациях дополнительного образования (на примере музыкального образования) как следствие преобладания в педагогике информативно-логического подхода, который слабо сочетается с принципами инклюзии. Цель исследования – предложить, в качестве альтернативы, введение в академическое образование педагогических принципов К. Орфа.  В статье рассматриваются их ключевые особенности и преимущества. Научная новизна заключается в том, что в отечественном образовании вопрос об использовании орф-приемов для социально-психологической адаптации детей с особенностями поднимается впервые. В результате исследования выявлены: противоречие между законодательной базой, гарантирующей детям с ментальной инвалидностью инклюзию и трудностями со стороны образовательных организаций, которые ее предоставляют; преимущества гуманистического подхода, одним из представителей которого является педагогическая концепция К. Орфа; возможность применения орф-приемов в социально-психологической адаптации детей с ментальной инвалидностью.

скачать

Литература:
ства оказания психиатрической помощи как предиктор формирования инвалидизирующих психических расстройств у детей // Социальная и клиническая психиатрия.  – 2018.  – № 2, т. 28. – С. 18-24.
2. Гудкин Д. Пой, играй, танцуй! Введение в Орф-педагогику. – М.: Классика-XXI, 2013. – 256 с.
3. Жилин В. Легкий концерт // Вестник педагогического общества Карла Орфа. Russian Orff-Schulwerk Association (ROSA). – 2018. – № 25. – С. 34-44.
4. Catherine Y Wan 1, Gottfried Schlaug. Music making as a tool for promoting brain plasticity across the life span // Neuroscientist. – 2010. – Oct;16(5): 566-77. doi: 10.1177/1073858410377805. [Электронный ресурс]. URL:  https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/20889966/ (дата обращения: 14.05.2021 г.).
5. Медушевский В. Интонационная форма музыки. – М. : Музыка, 1993. – 265 с.
6. Макушкин Е.В., Демчева Н.К. Динамика и сравнительный анализ детской и подростковой заболеваемости психическими расстройствами в Российской Федерации в 2000-2018 годах Результаты оригинального исследования // Российский психиатрический журнал ФГБУ "НМИЦПН им. В.П. Сербского". –  2019. – № 4. – С. 4-15.
7. Music therapy for people with autism spectrum disorder (Review), 2014. The Cochrane Collaboration. Published by John Wiley & Sons, Ltd. [Электронный ресурс]. URL: https://sci-hub.do/https://doi.org/10.1002/14651858.CD004381.pub3 (дата обращения: 14.03.2021 г.).
8. ORFF-INSTITUT. Das Department fur Elementare Musik– und Tanzpadagogik – Orff-Institut an der Universitat Mozarteum Salzburg: официальный сайт Орф-института в Зальцбурге. [Электронный ресурс]. URL: http://orff.moz.ac.at/ (дата обращения: 20.03.2021 г.).
9. Официальный сайт педагогического Общества Карла Орфа (Russian Orff-Schulwerk Association). [Электронный ресурс]. URL: https://rusorff.ru/ (дата обращения: 26.02.2021 г.).
10. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 N ВК-641/09 "О направлении методических рекомендаций" (вместе с "Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей") // СПС КонсультантПлюс.
11. Потехина Т. Е. Пример терапевтического эффекта ритмического самовыражения. – Новосибирск, 2006. – 40 с.
12. The Salamanca statement and framework for action on special needs education. World conferenceon special needs education: access and quality. Salamanca, Spain, 7-10 June 1994. This publication may be freely quoted and reproduced. Printed in UNESCO 1994. ED-94/WS/18 [Электронный ресурс].  URL: https://www.european-agency.org/sites/default/files/salamanca-statement-and-framework.pdf (дата обращения: 14.05.2021 г.).
13. Сиротюк А. Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. – М. : Сфера, 2003. – 288 с.
14. Тютюнникова Т.Э. Концепция творческого обучения Карла Орфа: История, теория, методика. Автореферат диссертации. [Электронный ресурс].  URL: https://www.dissercat.com/content/kontseptsiya-tvorcheskogo-obucheniya-karla-orfa-istoriya-teoriya-metodika (дата обращения: 20.03.2021 г.).
15. Федеральная служба государственной статистики. Дети инвалиды по заболеваниям, обусловившим возникновение инвалидности. Документ 3.17.  (от 05.06.2020г.) [Электронный ресурс].  URL: https://rosstat.gov.ru/search?q=%D0%B8%D0% BD%D0%B2%D0%B0%D0%BB%D0%B8% D0%B4%D1%8B  (дата обращения: 14.05.2021 г.).
16. Хохрякова Г. Фортепиано: возможно ли обучение без мучения. – Екатеринбург, 1998. – 30 с.

Socio-psychological adaptation of children with mental disabilities by means of orph-pedagogy

Authors: Prokopenko Anastasia Viktorovna, PhD of Historical sciences, Head of Department, Gontar Alla Anatolyevna, Senior Lecturer, Department of Continuing Education and Educational Technologies, Belgorod Institute for the Development of Education, Belgorod

Keywords: social and psychological adaptation of children with mental disabilities; humanistic philosophy of education; informative-logical approach in education; Orff pedagogy; Orff approach; positive musical experience; music therapy

The article outlines the problem of social and psychological adaptation of children with mental disabilities in institutions of additional education (on the example of music education) as a consequence of the predominance of the informative-logical approach in pedagogy, which is poorly combined with the principles of inclusion. The purpose of the study is to offer, as an alternative, an introduction to academic education of K. Orff's pedagogical principles. The article discusses their key features and benefits. The scientific novelty lies in the fact that in domestic education the issue of using spelling techniques for the socio-psychological adaptation of children with disabilities is raised for the first time. The study revealed: a contradiction between the legal framework that guarantees inclusion for children with mental disabilities and difficulties on the part of educational organizations that provide it; the advantages of the humanistic approach, one of which is the pedagogical concept of Karl Orff; the possibility of using spelling techniques in the socio-psychological adaptation of children with mental disabilities.
{{ ELEMENTS.length }}
Наименование
Цена
Количество
Артикул : {{ item.MODEL }}
{{ item.STATUS }}
{{ item.PRICE }}
{{ item.OLD_PRICE }}
- +
Вы экономите: {{ DATA.TOTAL_DISCOUNT_SUM }}
Итого: {{ DATA.TOTAL_SUM }}
Вы можете вернуться в каталог и продожить покупки
Вернуться и продолжить покупки