Практические методы слушания музыки в курсе музыкальной литературы в музыкальном колледже

Журнал «KANT» №3(40) 2021 [стр. 262-269]

DOI: 10.24923/2222-243X.2021-40.50

Авторы: Печерица Анна Станиславовна, преподаватель кафедры Теории музыки и вокально-хорового искусства, Белгородский государственный институт искусств и культуры, Белгород

Ключевые слова: восприятие музыки; слушание музыки; художественный образ; интонационно-образные представления; вдохновение; творчество; слушание музыки; контрастность; вариативность; эссе; методы и приемы.

Цель исследования – определить оптимальные пути решения педагогической проблемы активизации слухового восприятия у студентов, изучающих предмет "Музыкальная литература" в профессиональных музыкальных учебных заведениях. Научная новизна заключается в выделении компонентов образовательного процесса, которые помогают контролировать процесс чувственного отражения действительности, возникающий в воображении или в памяти на основе приобретенного опыта в результате взаимодействия с музыкальным искусством: информационно-коммуникативный компонент, эмоционально-интеллектуальное развитие, компетенции самоопределения. В результате исследования, на основе принципа о том, что истинное постижение музыки возможно лишь при единстве эмоционального и интеллектуального, отобраны методы, приемы, развивающие воображение, творческое мышление, эмоционально-чувственное восприятие музыки, а также воспитание уверенности самовыражения. Приведена типология по этим видам деятельности.

скачать

Литература:
1. Алиев Ю.Б. Дидактика и методика школьного музыкального образования / Ю.Б. Алиев. – М. : Изд-во Современного гуманитарного ун-та, 2010. – 339 с.: ил., ноты, портр.
2. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс / Б.В. Асафьев. – 2-е изд. – Л. : Музыка, 1971. – 376 с.
3. Безбородова Л.А. Теория и методика музыкального образования : учебное пособие / Л. А. Безбородова. – М. : Флинта; Наука, 2014. – 235 с.
4. Гивенталь И.А. Методика обучения музыкальной литературе в училище / И.А. Гивенталь : учебное пособие. – М. : ГМПИ, 1987. – 72 с.
5. Кирнарская Д.К. Психология музыкальной деятельности: Теория и практика / Д.К. Кирнарская. – М.: Academia, 2003. – 368 с.
6. Кирнарская Д.К. Психология специальных способностей. Музыкальные способности / Д.К. Кирнарская. – М. : Таланты XXI век, 2004. – 496 с.
7. Лагутин А. И. Методика преподавания музыкальной литературы в детской музыкальной школе : учебно-методическое пособие для музыкальных училищ и колледжей / А. И. Лагутин. – М. : Музыка, 2005. – 173, [1] с.;
8. Медушевский В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки / В.В. Медушевский – М. : Музыка, 1976. – 253 с. : нот.; 21 см.
9. Медушевский В.В. Интонационная форма музыки / В.В. Медушевский – М. : Композитор, 1993. 262 с.
10.    Назайкинский Е.В. Стиль и жанр в музыке : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 248 с.
11.    Назайкинский, Е.В. О психологии музыкального восприятия / Е. Назайкинский. – М. : Музыка, 1972. – 384с.
12.    Никитин О.Д. Педагогическая модель креативного развития студентов педагогических вузов : монография. – М. : ИХОиК РАО, 2017. – 216с.
13.    Орлова И.В. Печерица А.С. Активация познавательной деятельности учащихся ДШИ на уроках музыкально-теоретических дисциплин / И.В. Орлова, А.С. Печерица // Музыкальное искусство и образование в современном социокультурном пространстве – 2017: Сборник докладов участников II Международной научно-практической конференции (Белгород, 17-18 октября 2017 г.): в 2 т. (отв. ред. Васильева Н.В., Кузнецова Н.С., Хмельницкая О.Н – Белгород : ИПК БГИИК, 2018. – Том 2. – 470с.
14.    Печерица А.С. Формирование художественно-образной сферы в процессе музыкальных занятий / А.С. Печерица // Формирование внутреннего мира студентов многогранным миром искусства: сборник тезисов по материалам Всероссийской научно-практической конференции (Губкин, 27 января 2018 г.) / отв. за выпуск Жукова Ю.В., Дрожжина Л.И. – Белгород : БГИИК, 2018. – 148 с.
15.    Печерица А.С. Развивающие формы обучения в методике преподавания музыкально-исторических дисциплин / А.С. Печерица // Музыкальное искусство и образование в современном социокультурном пространстве – 2017: сборник докладов участников II Международной научно-практической конференции (Белгород, 17-18 октября 2017 г.): в 2 т. (отв. ред. Васильева Н.В., Кузнецова Н.С., Хмельницкая О.Н – Белгород : БГИИК, 2018. – Том 1. – 580с.
16.    Ражников В. Г. Детская психология искусства: Музыка. Поэзия. / В. Ражников . – М. : ВЦХТ, 2008 – 159 с.: табл.
17.    Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей / отв. ред. Э.А. Голубева, Е.П. Гусева, В.А. Кольцова, О.Е. Серова. – М. : Наука, 2003. – 379 с.
18. Юсов Б.П. Интеграция искусств в полихудожественном развитии школьников / Б.П. Юсов // Педагогика искусства: В творческом поиске: материалы Всероссийское совещания-семинара (3-6 декабря 1996 г., Самара). – М. : ИЦЭВ РАО; Самара: ИПРО, 1996. – C. 28 – (287 c.)
19.    Юсов Б.П. Проблема художественного воспитания и развития школьников : монография / Б.П. Юсов. – М. : ФГНУ ИХО РАО, 2012. – 308 с.

Practical methods of listening to music in the course of musical literature at the music college

Authors: Pecheritsa Anna Stanislavovna, Lecturer, Department of Music theory and vocal and choral art, Belgorod State Institute of Arts and Culture, Belgorod

Keywords: music perception; listening to music; artistic image; intonation-figurative representations; inspiration; creativity; listening to music; contrast; variability; essay; methods and techniques.

The purpose of the study is to determine the optimal ways to solve the pedagogical problem of activating auditory perception in students studying the subject "Musical literature" in professional music educational institutions. The scientific novelty consists in identifying the components of the educational process that help to control the process of sensory reflection of reality that arises in the imagination or in memory based on the acquired experience as a result of interaction with the musical art: information and communication component, emotional and intellectual development, self-determination competencies. As a result of the study, based on the principle that true comprehension of music is possible only with the unity of the emotional and intellectual, methods and techniques that develop imagination, creative thinking, emotional and sensory perception of music, as well as education of self-expression confidence were selected. The typology for these types of activities is given.
{{ ELEMENTS.length }}
Наименование
Цена
Количество
Артикул : {{ item.MODEL }}
{{ item.STATUS }}
{{ item.PRICE }}
{{ item.OLD_PRICE }}
- +
Вы экономите: {{ DATA.TOTAL_DISCOUNT_SUM }}
Итого: {{ DATA.TOTAL_SUM }}
Вы можете вернуться в каталог и продожить покупки
Вернуться и продолжить покупки