Эмпатия как фактор развития творческой индивидуальности обучающихся

Журнал «KANT» №3(40) 2021 [стр. 257-262]

DOI: 10.24923/2222-243X.2021-40.49

Авторы: Петрова Людмила Евгеньевна, старший преподаватель, член Творческого Союза художников России, Фитьмов Евгений Алексеевич, доцент, член Союза дизайнеров России , Фоменко Елена Евгеньевна, доцент, член Творческого Союза художников России, член Международного Союза педагогов-художников, кафедра Педагогических арт-технологий, Ставропольский государственный педагогический институт, Ставрополь

Ключевые слова: творческая индивидуальность; эмпатия; живопись; эмоции; образование; изобразительное искусство; культура.

Цель исследования – предложить точку зрения на решение проблемы развития творческой индивидуальности обучающихся. В статье рассматриваются способы раскрытия эмпатийных способностей обучающихся через изобразительное искусство. Статья представляет собой описание процесса анализа и интерпретации обучающимися произведений станковой живописи. Особое внимание в статье уделяется описанию проявления эмоциональных состояний личности в процессе изучения художественных произведений. Авторы предлагают рассматривать творческую индивидуальность как свойство личности, отражающее умение ценить, интерпретировать и создавать художественный образ различными изобразительными материалами, характеризующийся многоплановостью замысла, процесса и продукта, определяющийся эстетическим отношением личности к окружающему миру. В результате выявлена специфика и роль занятий по анализу произведений станковой живописи в развитии творческой индивидуальности обучающихся, обоснован выбор методик и приемов, способствующих развитию индивидуального восприятии изобразительного искусства.

скачать

Литература:
1.    Акишина Е.М. и др. Педагогика искусства и современное художественное образование : монография / общ. ред. Е.В. Боякова. – М. : ТЦ Сфера, 2017. – 306 с.
2.    Асфаров О.Г. Современные научные психолого-педагогические подходы к пониманию творческой личности // Вестник Ставропольского государственного университета. – 2009. – № 5. – С. 33-39.
3.    Басин Е.Я. Искусство и эмпатия. Акад. гуманитарных исслед. – М. : Слово, 2010. – 293 с.
4.    Бахтин М.М. Автор и герой: К философским основам гуманитарных наук. – СПб. : Азбука, 2000. – 336 с.
5.    Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. – М. : Большая российская энциклопедия, 2009. – 527 с.
6.    Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания : учебное пособие. – М.-Ростов-н/Д. : Учитель, 1999. – 560 с.
7.    Волошина Л.А. Проблема творческой индивидуальности в русской эстетике конца XIX – начала XX века : автореф. дис. … канд. философ. наук: 09.00.04. – СПб., 2014. – 25 с.
8.    Гаврилова Т.П. О воспитании нравственных чувств. – М. : Знание, 1984. – 80 с.
9.    Горбатова Е.А. Эмпатия: психологическая структура и механизмы реализации // Учёные записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. [Электронный ресурс] URL: https://rucont.ru/efd/395842 (дата обращения 04.05.2021)
10.    Занков В.В. Психология понимания: Проблемы и перспективы. – М. : Институт психологии РАН, 2005. – 448 с.
11.    Зинченко В.П. Сознание и творческий акт. – М. : ЯСК, 2010. – 592 с.
12.    Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству [Электронный ресурс] URL: https://docplayer.ru/40512228-Stupenki-k-tvorchestvu.html (дата обращения 19.05.2021)
13.    Осипов И.Д. Социальная философия В.С. Соловьева // Серия "Симпозиум" : материалы Международной научной конференции.– СПб., 2003. – Вып. 32. – C. 216-232.
14.    Петровский А.В. Психология: учебник. – М. : Академия, 2008. – 500 с.
15.    Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. – М. : Прогресс, 1994. – 479 с.
16.    Фаворский В.А. Об искусстве, о книге, о гравюре. – М. : Книга, 1986. – 238 с.

Empathy as a factor of development creative individuality of students

Authors: Petrova Lyudmila Evgenievna, Senior Lecturer, member of the Creative Union of Artists of Russia, Fitmov Evgeny Alexeyevich, Associate Professor, Member of the Union of Designers of Russia, Fomenko Elena Evgenievna, Associate Professor, member of the Creative Union of Artists of Russia, member of the International Union of Art Teachers, Department of Pedagogical Art Technologies, Stavropol State Pedagogical Institute, Stavropol

Keywords: creative personality; empathy; painting; emotions; education; visual arts; culture.

The purpose of the study is to offer a point of view on solving the problem of developing the creative individuality of students. The article considers the ways of revealing the empathic abilities of students through the visual arts. The article is a description of the process of analysis and interpretation of works of easel painting by students. Special attention is paid to the description of the manifestation of emotional states of the individual in the process of studying works of art. The authors propose to consider creative individuality as a property of a person, reflecting the ability to appreciate, interpret and create an artistic image with various visual materials, characterized by the diversity of the idea, process and product, determined by the aesthetic attitude of the individual to the surrounding world. As a result, the specificity and role of classes on the analysis of easel paintings in the development of students ' creative individuality are revealed, the choice of methods and techniques that contribute to the development of individual perception of fine art is justified.
{{ ELEMENTS.length }}
Наименование
Цена
Количество
Артикул : {{ item.MODEL }}
{{ item.STATUS }}
{{ item.PRICE }}
{{ item.OLD_PRICE }}
- +
Вы экономите: {{ DATA.TOTAL_DISCOUNT_SUM }}
Итого: {{ DATA.TOTAL_SUM }}
Вы можете вернуться в каталог и продожить покупки
Вернуться и продолжить покупки