Профессиональная педагогическая толерантность в современном системно-образовательном пространстве вуза

Журнал «KANT» №3(40) 2021 [стр. 224-229]

DOI: 10.24923/2222-243X.2021-40.42

Авторы: Касьянова Евгения Ивановна, доктор философских наук, доцент, Забайкальский институт железнодорожного транспорта (филиал) Иркутского государственного университета путей сообщения, Чита ORCID 0000-0001-6170-9580, Виноградова Нина Иннокентьевна, доктор психологических наук, доцент, Забайкальский государственный университет, Чита

Ключевые слова: толерантность; педагогическая толерантность; коммуникативная толерантность; учебно-воспитательный процесс; педагогика толерантности; активные методы обучения.

Цель исследования – проанализировать педагогическую толерантность как профессиональное качество преподавателя высшей школы. Научная новизна состоит в теоретическом осмыслении актуального научного понятия и феномена педагогической толерантности. Утверждается, что эффективность педагогической деятельности в значительной степени зависит от уровня коммуникативно-педагогической толерантности преподавателя, которая представляет собой систему теоретических знаний о толерантности, практических умений, личностных качеств, обеспечивающих готовность к профессиональной деятельности. Особое внимание уделено значению толерантности педагога для воспитания толерантности у студентов. В результате, доказывается, что учебно-воспитательный процесс с применением интерактивных методов обучения является главным фактором развития толерантной культуры общения, поскольку они ориентированы на более широкое взаимодействие студентов не только с преподавателем, но и друг с другом и на развитие активности студентов в процессе обучения. Полученные данные могут быть использованы для внедрения в вузе инновационного подхода к организации системы повышения квалификации, что позволит овладеть коммуникативными компетенциями, навыками психологического и толерантного педагогического воздействия.

скачать

Литература:
1. Модернизация воспитательных концепций: закономерности и противоречия [Электронный ресурс]: http://editor@urorao.ru (дата обращения: 08.07.2021).
2. Гершунский Б. С. Толерантность в системе ценностно-целевых приоритетов образования // Педагогика. – 2002. – № 7. – С. 3-12.
3. Декларация принципов толерантности: Двадцать восьмая сессия Генеральной конференции ЮНЕСКО (25 октября-16 ноября 1995). – Париж : Грааль, 1995. -16 с.
4. Editors: Christina BrattPaulston, Scott F. Kiesling, Elizabeth S. Rangel. The Handbook of Intercultural Discourse and Communication/ 2012 Blackwell Publishing Ltd. 531p. DOI: 10.1002/9781118247273 .
5. Кудзиева Н. Ю. Формирование толерантности у субъектов высшего профессионального образования: 13.00.08 дис. …канд. пед. наук. – М., 2003. – 160 с.
6. Гусейнов А. А. Этика ненасилия // Вопросы философии. – 1992. – № 3. – С. 72-81.
7. Киселев А.Ф. Проблемы обновления содержания образования // Новая и новейшая история. – 2002. – № 2. – С. 3-10.
8. Гришук В.М. Формирование коммуникативной толерантности у студентов гуманитарных специальностей в вузе: дис. … пед. наук: 13.00.08. – Киров, 2005. – 180 с.
9. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: в 2-х т. / под ред. А. А. Бодалева и др. – Т. 1. – М.: Педагогика. 1980. – 232 с.
10. Матвеев П.Е. Моральные ценности: монография / Владим. гос. ун-т. Владимир. 2004. – 190 с.
11 Лешер О. В. Проблемы теории и практики интерсоциального воспитания учащейся молодежи. – Челябинск. 1996. – 136 с.
12. Комаров П. Воспитание культуры межнационального общения в средней профессиональной школе. – Казань : Тан-Заря. 1995. – 142 с.
13. J.M.Khanna, H.Kalant, J.Weiner, G.Shah. Rapid tolerance and cross-tolerance as predictors of chronic tolerance and cross-tolerance/ Received 1 April 1991, Available online 7 November 2002. DOI: 10.1016/0091-3057(92)90110-2
14. Власова Я. Педагогическая толерантность в современных психолого-педагогических условиях. [Электронный ресурс]: https://www.maam.ru/detskijsad/pedagogicheskaja-tolerantnost-v-sovremenyh-psihologo-pedagogicheskih-isledovanijah.html (дата обращения: 12.07. 2021).

Professional pedagogical tolerance in the modern system educational space of the university

Authors: Kasyanova Evgenia Ivanovna, DSc of Philosophical sciences, Associate Professor, Transbaikal Institute of Railway Transport (branch) of Irkutsk State University of Railway Engineering, Chita, Vinogradova Nina Innokentievna, DSc of Psychological sciences, Associate Professor, Transbaikal State University, Chita

Keywords: tolerance; pedagogical tolerance; communicative tolerance; educational process; pedagogy of tolerance; active teaching methods.

The purpose of the study is to analyze pedagogical tolerance as a professional quality of a higher school teacher. Scientific novelty consists in theoretical comprehension of the actual scientific concept and the phenomenon of pedagogical tolerance. It is claimed that the effectiveness of pedagogical activity largely depends on the level of the teacher's communicative and pedagogical tolerance, which is a system of theoretical knowledge about tolerance, practical skills, and personal qualities that ensure readiness for professional activity. Particular attention is paid to the importance of the teacher's tolerance for the education of tolerance among students. As a result, it is proved that the educational process with the use of interactive teaching methods is the main factor in the development of a tolerant culture of personal communication, since they are focused on broader interaction of students not only with the teacher, but also with each other and on the development of students' activity in the learning process. The data obtained can be used to introduce an innovative approach to the organization of the advanced training system at the university, which will allow mastering communicative competencies, the skills of psychological and tolerant pedagogical influence.
{{ ELEMENTS.length }}
Наименование
Цена
Количество
Артикул : {{ item.MODEL }}
{{ item.STATUS }}
{{ item.PRICE }}
{{ item.OLD_PRICE }}
- +
Вы экономите: {{ DATA.TOTAL_DISCOUNT_SUM }}
Итого: {{ DATA.TOTAL_SUM }}
Вы можете вернуться в каталог и продожить покупки
Вернуться и продолжить покупки