Видеоматериалы как эффективный инструмент обучения русской разговорной речи иностранных студентов в условиях дистанционного преподавания
Журнал «KANT» №3(40) 2021 [стр. 214-219]
DOI: 10.24923/2222-243X.2021-40.40
Ключевые слова: русский язык как иностранный; музыкальный клип; дистанционное обучение; коммуникативная компетенция; общекультурная компетенция; интерактивное занятие; разговорная речь; видеоматериалы; визуальная информация.
Цель исследования – предложить комплексную методическую работу с музыкальным видеоклипом для развития коммуникативной компетенции иностранных студентов, изучающих русский язык в условиях дистанционного обучения. В статье раскрывается необходимость обновления методик преподавания в сфере разговорной речи на иностранном языке, которая диктуется стремительно меняющейся культурно-языковой средой и специфическим характером общения в новых ситуациях. Научная новизна состоит в поэтапном описании методики интерактивного знакомства иностранных студентов с культурной столицей России, задачей которого становится развитие речевых навыков на фоне общекультурных знаний. В результате выявлено, что работа с аутентичным видеоматериалом помогает иностранным учащимся понять беглую русскую речь, чувствовать себя свободнее в живом общении, быстрее адаптироваться и преодолевать языковой барьер.
Литература:
1. Болдырева Е.М. Методы и приёмы обучения китайских студентов русской разговорной речи // Ярославский педагогический вестник. – 2020. – №5 (116). – С.51-57.
2. Бадестова А.В., Олейник М.А. Обучение профессиональноориентированной иноязычной лексике студентов неязыковых специальностей в дистанционном формате // Русский язык в цифровом пространстве в эпоху пандемии / Университет Пулы им. Юрая Добрилы. Пула, 2021. – С. 215-230.
3. Верещагин Е.М., Костомаров В.Г. Язык и культура: Лингвострановедение в преподавании русского языка как иностранного. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : Русский язык, 1983. – 269 с.
4. Карпеченкова Ю.Г. Интерактивные музыкальные занятия как способ формирования культурной и коммуникативной компетенции иностранных обучающихся // Обучение русскому языку как иностранному в современном образовательном пространстве : сб. материалов Международной научно-практической конференции (Россия, Ульяновск, 9-10 июня, 2020 г.) / под общ. ред. Е. В. Корочкиной. – Ульяновск : УлГТУ, 2021. – С. 140-144.
5. Карпеченкова Ю.Г., Олейник М.А. Музыкальный видеоклип в процессе постижения языка и культуры народа // Российско-евразийские исследования (Journal of Institute of Russian & Eurasian Studies). Kyungpook national university, Daegu, Republic of Korea. 2020. № 3. – С. 99-107.
6. Щукин А.Н. Методы и технологии обучения иностранным языкам. – М. : Икар, 2017. – 240 с.
1. Болдырева Е.М. Методы и приёмы обучения китайских студентов русской разговорной речи // Ярославский педагогический вестник. – 2020. – №5 (116). – С.51-57.
2. Бадестова А.В., Олейник М.А. Обучение профессиональноориентированной иноязычной лексике студентов неязыковых специальностей в дистанционном формате // Русский язык в цифровом пространстве в эпоху пандемии / Университет Пулы им. Юрая Добрилы. Пула, 2021. – С. 215-230.
3. Верещагин Е.М., Костомаров В.Г. Язык и культура: Лингвострановедение в преподавании русского языка как иностранного. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : Русский язык, 1983. – 269 с.
4. Карпеченкова Ю.Г. Интерактивные музыкальные занятия как способ формирования культурной и коммуникативной компетенции иностранных обучающихся // Обучение русскому языку как иностранному в современном образовательном пространстве : сб. материалов Международной научно-практической конференции (Россия, Ульяновск, 9-10 июня, 2020 г.) / под общ. ред. Е. В. Корочкиной. – Ульяновск : УлГТУ, 2021. – С. 140-144.
5. Карпеченкова Ю.Г., Олейник М.А. Музыкальный видеоклип в процессе постижения языка и культуры народа // Российско-евразийские исследования (Journal of Institute of Russian & Eurasian Studies). Kyungpook national university, Daegu, Republic of Korea. 2020. № 3. – С. 99-107.
6. Щукин А.Н. Методы и технологии обучения иностранным языкам. – М. : Икар, 2017. – 240 с.
Video materials as an effective tool for teaching foreign students Russian colloquial speech in the conditions of distance learning
Keywords: Russian as a foreign language; music video; distance learning; communicative competence; general cultural competence; interactive lesson; colloquial speech; video materials; visual information.
The purpose of the study is to offer a comprehensive methodological work with a music video clip for the development of the communicative competence of foreign students studying Russian in the conditions of distance learning. The article reveals the need to update teaching methods in the field of speech in a foreign language, which is dictated by the rapidly changing cultural and linguistic environment and the specific nature of communication in new situations. The scientific novelty consists in a step-by-step description of the methodology of interactive acquaintance of foreign students with the cultural capital of Russia, the task of which is the development of speech skills against the background of general cultural knowledge. As result, it was revealed that working with authentic video material helps foreign students to understand fluent Russian, feel freer in live communication, adapt faster and overcome the language barrier.