Место дисциплины "Русское устное народное творчество" в современном образовательном пространстве: педагогическая модель преподавания, ориентированного на личность обучаемого
Журнал «KANT» №3(40) 2021 [стр. 206-210]
DOI: 10.24923/2222-243X.2021-40.38
Ключевые слова: образовательное пространство; педагогическая модель; личность обучаемого; компетенции.
Цель исследования – определение места классической гуманитарной дисциплины "Русское устное народное творчество" в вузовском образовательном пространстве в аспекте инновационной педагогической модели преподавания. В статье проводится анализ компонентов курса и формируемых компетенций личности обучаемого. Впервые показано, как данная модель сочетает традиции, выработанные авторитетными учеными-фольклористами Башкирского государственного университета (профессорами Львом Григорьевичем Барагом и Борисом Гайсеевичем Ахметшиным, доцентом Людмилой Ивановной Брянцевой), и современные подходы, формы, инновации. Описан внедренный в процесс обучения опыт, опирающийся на научные основы отечественной педагогики, а также система целеполаганий и компетенций. Выводы проиллюстрированы примерами из преподавательской практики автора. В результате разработана модель преподавания дисциплины "Русское устное народное творчество" позволяет студентам глубже и качественнее осваивать предмет, делает его привлекательным и личностно близким для них, что подтверждается опросами студенческой аудитории. Полученные выводы и наблюдения можно широко и гибко использовать в вузовской педагогической практике.
Литература:
1. Беккер И.Л., Журавчик В.Н. Образовательное пространство как социальная и педагогическая категория // Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского. – 2009. – № 12 (16). – С. 132-140.
2. Блок А.А. Поэзия заговоров и заклинаний. URL: http://az.lib.ru/b/blok_a_a/text_1906_poezia_ zagovorov_i_zaklinaniy.shtml (дата обращения: 12.08.2021)
3. Герасимова А.Ю. Образовательное пространство вуза как условие развития будущего профессионала // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия "Экономика и экологический менеджмент". – 2014. – №1. – С. 1-7.
4. Лескова И.А. Топология образовательного пространства // Мир науки. Педагогика и психология. – 2019. – №2. – URL: https://mir-nauki.com/PDF/38PDMN219.pdf (дата обращения 10.07.2021)
5. Пономарев Р.Е. Образовательное пространство: Монография. – М.: МАКС Пресс, 2014. – 100 с. URL: https://istina.msu.ru/media/publications/book/dcd/679/8746495/Ponomarev_Obrazovatelnoe_ prostranstvo.pdf (дата обращения: 14.08.2021)
6. Солодянкина О.В. Разработка документов по моделированию и определению путей формирования компетенций выпускника вуза (теоретические и методические аспекты) : учебное пособие / О.В. Солодянкина. – Ижевск : Удмуртский университет, 2015. – 70 с. URL: https://f-isc.udsu.ru/files/assets/000289-Солодянкина, О. В. Разработка документов по моделированию и определению.pdf (дата обращения: 10.08.2021)
7. Степанов В.М. Организация развивающего образовательного пространства в инновационной школе : дис. канд. пед. наук / В.М. Степанов. – Иркутск, 1999. – 190 с.
8. Философский словарь / под ред. И.Т. Фролова. – М. : Политиздат, 1991. – 560 с.
9.Фрумин И.Д., Эльконин Б.Д. Образовательное пространство как пространство развития ("школа взросления") // Вопросы психологии. – 1993. – № 1. – С. 24-32.
10. Якушкина М.С. Образовательная среда и образовательное пространство как понятия современной педагогической науки // Человек и образование. – 2013. – №2 (35). – С. 66-69.
1. Беккер И.Л., Журавчик В.Н. Образовательное пространство как социальная и педагогическая категория // Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского. – 2009. – № 12 (16). – С. 132-140.
2. Блок А.А. Поэзия заговоров и заклинаний. URL: http://az.lib.ru/b/blok_a_a/text_1906_poezia_ zagovorov_i_zaklinaniy.shtml (дата обращения: 12.08.2021)
3. Герасимова А.Ю. Образовательное пространство вуза как условие развития будущего профессионала // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия "Экономика и экологический менеджмент". – 2014. – №1. – С. 1-7.
4. Лескова И.А. Топология образовательного пространства // Мир науки. Педагогика и психология. – 2019. – №2. – URL: https://mir-nauki.com/PDF/38PDMN219.pdf (дата обращения 10.07.2021)
5. Пономарев Р.Е. Образовательное пространство: Монография. – М.: МАКС Пресс, 2014. – 100 с. URL: https://istina.msu.ru/media/publications/book/dcd/679/8746495/Ponomarev_Obrazovatelnoe_ prostranstvo.pdf (дата обращения: 14.08.2021)
6. Солодянкина О.В. Разработка документов по моделированию и определению путей формирования компетенций выпускника вуза (теоретические и методические аспекты) : учебное пособие / О.В. Солодянкина. – Ижевск : Удмуртский университет, 2015. – 70 с. URL: https://f-isc.udsu.ru/files/assets/000289-Солодянкина, О. В. Разработка документов по моделированию и определению.pdf (дата обращения: 10.08.2021)
7. Степанов В.М. Организация развивающего образовательного пространства в инновационной школе : дис. канд. пед. наук / В.М. Степанов. – Иркутск, 1999. – 190 с.
8. Философский словарь / под ред. И.Т. Фролова. – М. : Политиздат, 1991. – 560 с.
9.Фрумин И.Д., Эльконин Б.Д. Образовательное пространство как пространство развития ("школа взросления") // Вопросы психологии. – 1993. – № 1. – С. 24-32.
10. Якушкина М.С. Образовательная среда и образовательное пространство как понятия современной педагогической науки // Человек и образование. – 2013. – №2 (35). – С. 66-69.
Place of the discipline "Russian oral folk art" in the modern educational space: the pedagogical model of teaching focused on the student's personality
Keywords: educational space; pedagogical model; personality of the student; competence.
The purpose of the study is to determine the place of the classical humanitarian discipline "Russian oral folk art" in the university educational space in the aspect of an innovative pedagogical teaching model. The article analyzes components of the course and formed competencies of the student's personality. For the first time, it is shown how this model combines traditions developed by folklorists of the Bashkir State University (professors Lev Grigorievich Barag and Boris Gaiseevich Akhmetshin, associate professor Lyudmila Ivanovna Bryantseva), and modern approaches, forms, innovations. The experience introduced into the learning process, based on the scientific foundations of domestic pedagogy, as well as the system of goal-setting and competencies, is described. The conclusions are illustrated with examples from the teaching practice of the author. As a result, a model was developed of teaching the discipline "Russian oral folklore" allows students to master the subject deeper and better, makes it attractive and personally close to them, which is confirmed by surveys of the student audience. The conclusions and observations obtained can be widely and flexibly used in university pedagogical practice.