Аристотель в творчестве Вернера Йегера: контекст появления
Журнал «KANT» №3(40) 2021 [стр. 158-164]
DOI: 10.24923/2222-243X.2021-40.29
Ключевые слова: Вернер Йегер; Штефан Георге; Фридрих Ницше; немецкая классическая филология; античная философия; Аристотель; пайдейя.
Цель исследования – раскрыть контекстуальные особенности актуализации античного наследия, в частности, фигуры Аристотеля в немецкой мысли первой половины ХХ века, в частности – в творчестве Вернера Йегера. В статье рассматриваются взаимоотношения между классической филологией и философией в академической среде, а также влияние на последнюю со стороны поэтического круга Штефана Георге. Научная новизна заключается в выявлении определяющих научное исследование начала ХХ века нефилософских факторов, которые способствовали обращению к античному наследию в Германии. В результате выявлены основные этапы, которые прошла немецкая гуманитарная мысль от классической филологии до собственных историко-философских исследований античности, в частности – фигуры Аристотеля.
Литература:
1. Везен Ф., Федье Ф. Философия французская и философия немецкая. Воображаемое. Власть / пер. с фр., общая ред. и послесловие В.В. Бибихина. – Изд. 2-е. – М. : Едиториал УРСС, 2010. – 152 с.
2. Виламовиц-Мёллендорф У. фон. Филология будущего! Выпуск второй. // Ницше Ф. Рождение трагедии / сост., общ. ред., коммент. и вс. ст. А.А. Россиуса. – М. : Ad Marginem, 2001. – С. 356-385.
3. Гегель Г.В.Ф. Лекции по истории философии. Книга первая. – СПб. : Наука, 1993. – 349 с.
4. Гегель Г.В.Ф. Феноменология духа. / пер. с нем. Г. Шпета. – СПб. : Наука, 1992. – 444 с.
5. Йегер В. Пайдейя. Воспитание античного грека: (Эпоха великих воспитателей и воспитательных систем) Т. 2. / пер. с нем. М.Н. Ботвинника. – М. : Греко-латинский кабинет Ю. А. Шичалина, 1997. – 334 с.
6. Йегер В. Пайдейя: Воспитание античного грека. – Т. 1. – М., 2001. – 593 с.
7. Кант И. Ответ на вопрос: что такое просвещение? // Соч. : в. 8 т. – Т. 8. М., 1994. – С. 29-37.
8. Кожев А. Идея смерти в философии Гегеля / пер. с франц. и послесл. И. Фомина. Редакция В. Большакова. – М. : Логос, Прогресс-Традиция, 1998. – 208 с.
9. Колесников И. Д. Фридрих Ницще и античность. Образ классической древности в немецкой гуманитарной мысли XVIII-XX веков. – М. : Культурная революция, 2020. – 432 с.
10. Маяцкий М. Спор о Платоне. Круг Штефана Георге и немецкий университет. – М. : Издательский дом Высшей школы экономики, 2012. – 345 с.
11. Михайлов И.А. Ранний Хайдеггер. Между феноменологией и философией жизни. – М. : Прогресс-Традиция; Дом интеллектуальной книги, 1999. – 284 с.
12. Ницше Ф. Рождение трагедии. Сост., общ. ред., коммент. и вс. ст. А.А. Россиуса. – М. : Ad Marginem, 2001. – С.47-215
13. Рингер Ф. Закат немецких мандаринов. – М. : НЛО, 2008. – 648 с.
14. Философия Мартина Хайдеггера и современность. – М. : Наука, 1991. – 608 с.
15. Фридеман Г. Платон. Его гештальт. – СПб. : Владимир Даль, 2020. – 359 с.
16. Шпенглер О. Закат Европы: Очерки морфологии мировой истории. Т. 1. Гештальт и действительность / пер. с нем., вступ. ст. и примеч. К.А. Свасьяна. – М. : Мысль, 1993, 1998. – 667 с.
1. Везен Ф., Федье Ф. Философия французская и философия немецкая. Воображаемое. Власть / пер. с фр., общая ред. и послесловие В.В. Бибихина. – Изд. 2-е. – М. : Едиториал УРСС, 2010. – 152 с.
2. Виламовиц-Мёллендорф У. фон. Филология будущего! Выпуск второй. // Ницше Ф. Рождение трагедии / сост., общ. ред., коммент. и вс. ст. А.А. Россиуса. – М. : Ad Marginem, 2001. – С. 356-385.
3. Гегель Г.В.Ф. Лекции по истории философии. Книга первая. – СПб. : Наука, 1993. – 349 с.
4. Гегель Г.В.Ф. Феноменология духа. / пер. с нем. Г. Шпета. – СПб. : Наука, 1992. – 444 с.
5. Йегер В. Пайдейя. Воспитание античного грека: (Эпоха великих воспитателей и воспитательных систем) Т. 2. / пер. с нем. М.Н. Ботвинника. – М. : Греко-латинский кабинет Ю. А. Шичалина, 1997. – 334 с.
6. Йегер В. Пайдейя: Воспитание античного грека. – Т. 1. – М., 2001. – 593 с.
7. Кант И. Ответ на вопрос: что такое просвещение? // Соч. : в. 8 т. – Т. 8. М., 1994. – С. 29-37.
8. Кожев А. Идея смерти в философии Гегеля / пер. с франц. и послесл. И. Фомина. Редакция В. Большакова. – М. : Логос, Прогресс-Традиция, 1998. – 208 с.
9. Колесников И. Д. Фридрих Ницще и античность. Образ классической древности в немецкой гуманитарной мысли XVIII-XX веков. – М. : Культурная революция, 2020. – 432 с.
10. Маяцкий М. Спор о Платоне. Круг Штефана Георге и немецкий университет. – М. : Издательский дом Высшей школы экономики, 2012. – 345 с.
11. Михайлов И.А. Ранний Хайдеггер. Между феноменологией и философией жизни. – М. : Прогресс-Традиция; Дом интеллектуальной книги, 1999. – 284 с.
12. Ницше Ф. Рождение трагедии. Сост., общ. ред., коммент. и вс. ст. А.А. Россиуса. – М. : Ad Marginem, 2001. – С.47-215
13. Рингер Ф. Закат немецких мандаринов. – М. : НЛО, 2008. – 648 с.
14. Философия Мартина Хайдеггера и современность. – М. : Наука, 1991. – 608 с.
15. Фридеман Г. Платон. Его гештальт. – СПб. : Владимир Даль, 2020. – 359 с.
16. Шпенглер О. Закат Европы: Очерки морфологии мировой истории. Т. 1. Гештальт и действительность / пер. с нем., вступ. ст. и примеч. К.А. Свасьяна. – М. : Мысль, 1993, 1998. – 667 с.
Aristotle in the work of Werner Jeager: the context of appearance
Keywords: Werner Jaeger; Stefan George; Friedrich Nietzsche; German classical philology; ancient philosophy; Aristotle; paideia.
The purpose of the study is to reveal the contextual features of the actualization of the ancient heritage, in particular, the figure of Aristotle in German thought in the first half of the twentieth century, in particular, in the work of Werner Jaeger. The article examines the relationship between classical philology and philosophy in the academic environment, as well as the influence on the philosophy from the poetic circle of Stefan George. The scientific novelty lies in the identification of non-philosophical factors determining scientific research at the beginning of the twentieth century, which contributed to the appeal to the ancient heritage in Germany. As a result, authors identify the main stages that German humanitarian thought went through from classical philology to its own historical and philosophical studies of antiquity, in particular, the figure of Aristotle.