Деятельностно-ценностный подход в формировании функциональной грамотности будущего специалиста
Журнал «KANT» №2(39) 2021 [стр. 403]
DOI: 10.24923/2222-243X.2021-39.70
Ключевые слова: формирование функциональной грамотности будущего специалиста; атлас профессий; конструкция функциональной грамотности; саморефлексия; методы творческого самовыражения.
Цель исследования – раскрыть современные педагогические подходы (деятельностно-ценностный, компетентностный) к формированию функциональной грамотности будущего специалиста, обучающегося в ведомственном вузе. Научная новизна статьи заключается в описании реализации конструкции функциональной грамотности и саморефлексии личности будущего специалиста, с позиций социального проектирования и конструирования. Уделено внимание атласу профессий. Описаны некоторые экспрессивные методы творческого самовыражения личности и их внедрение в образовательный процесс вуза. В результате научно обосновано активное применение преподавателями вузов деятельностно-ценностного подхода в обучении, выявлены компоненты функциональной грамотности будущих специалистов.
Литература:
1. Бережная И.Ф., Галустян О.В. Система полифункционального контроля профессиональной подготовки современного специалиста в вузе // Инновации в современной системе образования: подходы и решения: коллективная монография / отв. ред. А.Ю. Нагорнова. – Ульяновск : Зебра, 2016. – С. 250-260.
2. Волынкина Н.В. Решение изобретательских задач как основа развития творческой личности // Almamater. Вестник высшей школы. – 2004. – № 9. – С.29-32.
3. Ермоленко В.А. Дидактические основы безопасности жизнедеятельности. – М. : ИТИП РАО, 2010. – С.54-70.
4. Кошелева А.О., Уман А.И. Профессиональное образование: инновационная функция: монография / под ред. А.О. Кошелевой. – Орел: Орловский государственный университет им. И.С. Тургенева, 2018. – 189 с.
5. Кошелева А.О., Гонеев А.Д., Сухорукова А.А. Деятельностно-ценностный подход в цифровом образовании: монография / под общ. ред. А.О. Кошелевой. – Курск : Учитель, 2019. – 168 с.
6. Кошелев Д.А., Булысова Т.В., Ломовская О.И. Цифровые технологии в юридическом образовании: учебно-методическое пособие / под общей редакцией Д.А. Кошелева. – Орел: Горизонт, 2020. – 121 с.
7. Леонтьев А.А. Образовательная система "Школа 2100" Педагогика здравого смысла / под ред. А.А. Леонтьева. – М. : Баласс, 2003. – С. 35.
8. Сидорова М.В. Проблемы становления начинающего преподавателя ведомственного вуза // Психология образования в поликультурном пространстве. – Том 2 (№34). – Елец : ЕГУ им. И.А. Бунина, 2016. – С.101– 107.
1. Бережная И.Ф., Галустян О.В. Система полифункционального контроля профессиональной подготовки современного специалиста в вузе // Инновации в современной системе образования: подходы и решения: коллективная монография / отв. ред. А.Ю. Нагорнова. – Ульяновск : Зебра, 2016. – С. 250-260.
2. Волынкина Н.В. Решение изобретательских задач как основа развития творческой личности // Almamater. Вестник высшей школы. – 2004. – № 9. – С.29-32.
3. Ермоленко В.А. Дидактические основы безопасности жизнедеятельности. – М. : ИТИП РАО, 2010. – С.54-70.
4. Кошелева А.О., Уман А.И. Профессиональное образование: инновационная функция: монография / под ред. А.О. Кошелевой. – Орел: Орловский государственный университет им. И.С. Тургенева, 2018. – 189 с.
5. Кошелева А.О., Гонеев А.Д., Сухорукова А.А. Деятельностно-ценностный подход в цифровом образовании: монография / под общ. ред. А.О. Кошелевой. – Курск : Учитель, 2019. – 168 с.
6. Кошелев Д.А., Булысова Т.В., Ломовская О.И. Цифровые технологии в юридическом образовании: учебно-методическое пособие / под общей редакцией Д.А. Кошелева. – Орел: Горизонт, 2020. – 121 с.
7. Леонтьев А.А. Образовательная система "Школа 2100" Педагогика здравого смысла / под ред. А.А. Леонтьева. – М. : Баласс, 2003. – С. 35.
8. Сидорова М.В. Проблемы становления начинающего преподавателя ведомственного вуза // Психология образования в поликультурном пространстве. – Том 2 (№34). – Елец : ЕГУ им. И.А. Бунина, 2016. – С.101– 107.
Activity-value approach in the formation of functional literacy of the future specialist
Keywords: formation of functional literacy of the future specialist; atlas of professions; construction of functional literacy; self-reflection; methods of creative self-expression.
The purpose of the study is to reveal modern pedagogical approaches (activity-value, competence-based) to the formation of functional literacy of a future specialist studying at a departmental university. The scientific novelty of the article lies in the description of the implementation of the construction of functional literacy and self-reflection of the personality of the future specialist, from the standpoint of social design and construction. Attention is paid to the atlas of professions. Some expressive methods of creative self-expression of the individual and their implementation in the educational process of the university are described. As a result, the active use of the activity-value approach in teaching by university teachers is scientifically justified, and the components of functional literacy of future specialists are identified.