Отношения "фигура – фон" в чёрно-белой иллюстрации как раздел преподавания искусства книги на ХГФ ИИИ МПГУ

Журнал «KANT» №3(36) 2020 [стр. 308]

DOI: 10.24923/2222-243X.2020-36.58

Авторы: Макарова Ксения Викторовна, кандидат педагогических наук, профессор, кафедра Рисунка, Художественно-графический факультет, Институт изящных искусств, Московский педагогический государственный университет, Москва

Ключевые слова: искусство книги; графика; композиция иллюстрации; чёрно-белая иллюстрация; отношения "фигура – фон".

Проблема нижеприведённого исследования состоит в наличии противоречия между необходимостью приобщения юного поколения к культуре книги как эстетического феномена и недостаточной разработанностью методов изучения композиции иллюстрации в художественно-педагогическом образовании. В качестве методов исследования использовалось изучение литературы по заданной теме и практика преподавания искусства книги на ХГФ ИИ МПГУ в течение десяти лет. В ходе теоретической части исследования мы изучили особенности восприятия чёрного и белого, законы зрительного восприятия (подобия, соседства, замкнутости, непрерывности, инертности и первичной формы), а также особенности построения отношений "фигура - фон" в однофигурной, двухфигурной и многофигурной композициях. Результатом практической части исследования явилась разработка системы композиционных упражнений по теме "отношения "фигура - фон" в чёрно-белой иллюстрации". Приведённая система упражнений не является окончательной, возможно её расширение и доработка автором в ходе дальнейшей научной и педагогической деятельности.

скачать

Литература:
1. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. – М.: Архитектура-С, 2012. – 392 с. 2. Барциц Р.Ч. Графическая композиция. Иллюстрация книги (теория и практика) : учебное пособие. – М.: МГОУ, 2014. – 228 с. 3. Волков Н.Н. Композиция в живописи. – М. : Искусство, 1977. – 263с. 4. Гельмгольц Г.Л.Ф. О зрении человека. Новейшие успехи теории зрения М.: Либроком, 2011. 192 с. 5. Дмитрий Бисти. Графика. – М. : Советский художник, 1978. – 126 с. 6. Даглдиян К.Т. Декоративная композиция. Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. 312 с. 7. Золотухина-Аболина Е.В. В.В. Налимов. – М., 2005. – 130 с. 8. Ковалев А.А. Формальный метод в поисково-организационном этапе работы над реалистической композицией. Монография. – М. : Прометей, 2005. – 120 с. 9. Кудреватый М.Г. Композиция. Путь к образу / Пособие для студентов по направлению подготовки 54.05.02 "Живопись". – Изд. 2-е, доп. – СПб. : Артиндекс, 2015. – 223 с. 10. Лапин А. Плоскость и пространство, или жизнь квадратом. – М. : Издатель Л.Гусев, 2005. – 160 с. 11. Фаворский В.А. Литературно-теоретическое наследие. – М. : Советский художник, 1988. – 456 с. Интернет-источники 12. Глотов М.Б. Социодинамическая концепция "мозаичной культуры" А. Моля как прообраз её виртуальной модели. 2000 г. URL: http://anthropology.ru/ru/text/glotov-mb/sociodi namicheskaya-koncepciya-mozaichnoy-kultury-molya-kak-proobraz-ee-virtualnoy. (Дата обращения: 4.11.2016). 13. Григор Ханджян. URL: http://www.gallery.am/hy/database/item/11521/. (Дата обращения: 7.05.2020). 14. Шведский иллюстратор Йон Бауэр. URL: https://pikabu.ru/story/shvedskiy_khudozhnikillyustrator_ yon_bauyer_5937916. (Дата обращения: 7.05.2020). Магистерские диссертации 15. Анисимова А.Б. Особенности формирования композиционной структуры книжного разворота. Магистерская диссертация. Рук. Макарова К.В. – М. : МПГУ, 2016. – 120 с. 16. Дудинская И.И. Формирование композиционных умений школьников в процессе работы над ритмическим построением изображения. Магистерская диссертация. Рук. Макарова К.В. – М. : МПГУ, 2017. – 83 с. 17. Катухина А.В. Фризовая композиция в структуре книги. Магистерская диссертация. Рук. Макарова К.В. – М. : МПГУ, 2014. – 160 с. 18. Кузменкова А.С. Особенности формирования отношений "фигура – фон" в чёрно-белой иллюстрации (на примере работы со школьниками и магистрантами)". Магистерская диссертация. Рук. Макарова К.В. – М. : МПГУ, 2016. – 83 с. Дипломные работы бакалавров 19. Смирнова Е.А. Создание иллюстрированной книги "Славянские мифологические персонажи" как средство развития воображения у учащихся детских художественных школ. Дипломная работа бакалавра. Рук. Макарова К.В. – М. : МПГУ, 2018. – 88 с. 20. Уварова Т.А. Иллюстрирование книги В.Гауфа "Карлик Нос" средствами силуэтной графики как основа формирования композиционных умений школьников. Дипломная работа бакалавра. Рук. Макарова К.В. - М. : МПГУ, 2017. - 53 с.

Figure-Background Relations in Black and White Illustration as a Section of Teaching Book Art on the Art-Graphic Faculty of MSPU

Authors: Makarova Ksenia Viktorovna, PhD of Pedagogical sciences, Professor, Department of Drawing, Art and graphic faculty, Institute of fine arts, Moscow state pedagogical University, Moscow

Keywords: book art; graphics; illustration design; black-and-white illustration; figure-background ratio.

The problem with the study below is contradiction between the need to introduce the young generation to the culture of books as an aesthetic phenomenon and the lack of development of methods for studying the composition of illustrations in art and pedagogical education. The research methods used were the study of literature on the given topic and the practice of teaching the art of the book at the AGF MPSU for ten years. During the theoretical part of the study we examined the perception of black and white, laws of visual perception (similarity, neighborhood, closure, continuity, inertia and primary forms) and features of construction of the relations "figure - ground" in one-figure, two-figure and multi-figure compositions. The result of the practical part of the study was the system of compositional exercises on the theme ""figure - background relations" in black and white illustration". The system of exercises below is not final and can be expanded and refined by the author during further scientific and pedagogical activities.
{{ ELEMENTS.length }}
Наименование
Цена
Количество
Артикул : {{ item.MODEL }}
{{ item.STATUS }}
{{ item.PRICE }}
{{ item.OLD_PRICE }}
- +
Вы экономите: {{ DATA.TOTAL_DISCOUNT_SUM }}
Итого: {{ DATA.TOTAL_SUM }}
Вы можете вернуться в каталог и продожить покупки
Вернуться и продолжить покупки