Из опыта преподавания шрифтовой композиции на ХГФ ИИИ МПГУ (в рамках дисциплины "Искусство книги")

Журнал «KANT» №3(36) 2020 [стр. 300]

DOI: 10.24923/2222-243X.2020-36.57

Авторы: Макарова Ксения Викторовна, кандидат педагогических наук, профессор, кафедра Рисунка, Художественно-графический факультет, Институт изящных искусств, Московский педагогический государственный университет, Москва

Ключевые слова: искусство книги; графика; шрифт; шрифтовая композиция.

Проблемой данного исследования является наличие противоречия между необходимостью приобщения юного поколения к культуре печатной книги как эстетического феномена и недостаточной разработанностью методов изучения шрифтовой композиции в художественно-педагогическом образовании. В качестве методов исследования использовалось изучение искусствоведческой, дизайнерской и методической литературы по заданной теме, а также практика преподавания шрифтовой композиции в рамках искусства книги на ХГФ МПГУ в течение 2010 - 2020 гг. Результатом исследования явилась представленная в статье система учебно-творческих заданий для студентов, включающая: - построение букв русского алфавита по модульной сетке; работу шрифтовым пером по написанию готического и славянского шрифтов; копию страницы или разворота рукописной книги; создание буквицы; создание калиграммы; графическую интерпретацию фразы; графическое оформление страницы стихотворного текста; разработку титульного листа; разработку обложки книги. Результатом применения указанной системы учебно-творческих заданий явилось повышение осознанности и заинтересованности в работе студентов над книгой, совершенствование их профессионализма и как художников, и как педагогов.

скачать

Литература:
1. Адамов Е.Б. Ритмическая структура книги // Книга как художественный предмет. Ч. 1. Набор. Фактура. Ритм. – М., 1988. – 382 с. : ил. 2. Буквенный орнамент и искусство шрифта. – М. : Изд. В. Шевчук, 2008. – 207 с.: ил. 3. Буквицы кириллических изданий. – М. : Изд. В. Шевчук, 2013. – 207 с. : ил. 4. Воронецкий Б., Кузнецов Э. Шрифт. – Л. : Художник РСФСР, 1967. – 106 с.: ил. 5. Гордон Ю. Книга про буквы от А до Я. – М. : Index-market, 2012. – 596 с.: ил. 6. Дмитрий Бисти. Графика. – М. : Советский художник, 1978. – 126 с.: ил. 7. Искусство шрифта. – М. : Искусство, 1960 – 146 с.: ил. 8. Конструктор книги Эль Лисицкий. – М. : Фортуна ЭЛ, 2006. – 128 с.: ил. 9. Королькова А. Живая типографика. – М. : Index-market, 2012. – 224 с.: ил. 10. Кричевский В.Г. Типографика в терминах и образах. – М. : Власта, 2010. – 302 с.: ил. 11. Кудреватый М.Г. Композиция. Путь к образу. – СПб. : Артиндекс, 2015. – 223 с.: ил. 12. Лаптев В. Типографика: порядок и хаос. – М. : Аватар, 2009. – 223 с.: ил. 13. Лебедева Е.В., Черных Р.М. Искусство художника-оформителя. – М. : Советский художник, 1981. – 341 с.: ил. 14. Лесняк В. Графический дизайн (основы профессии). – М. : Index-market, 2011. – 416 с.: ил. 15. Маргарет Морган. Буквицы. Энциклопедия. Декоративная каллиграфия. – М. : Арт-родник, 2007. – 257 с.: ил. 16. Роберт Брингхерст. Основы стиля в типографике. Перевод с английского. – М.: Издатель Дмитрий Аронов, 2006. – 434 с.: ил. 17. Салтыкова Г.М. Знаковые формы : учебное пособие. – М. : ДПК ПРЕСС, 2014. – 55, 1 с.: ил. 18. Салтыкова Г.М. Шрифт : учебное пособие. – М. : ДПК ПРЕСС, 2014. – 112 с.: ил. 19. Стор И.Н. Смыслообразование в графическом дизайне. Метаморфозы зрительных образов. – М. : МГТУ им. А.Н. Косыгина, 2000. – 295 с.: ил. 20. Устин В. Композиция в дизайне. Методические основы композиционно-художественного формообразования в дизайнерском творчестве. – М. : Астрель, 2005. – 239 с.: ил. 21. Фаворский В.А. Литературно-теоретическое наследие. – М. : Советский художник, 1988. – 587 с.: ил. 22. Французская книжная миниатюра XIII века в советских собраниях. 1270 – 1300. – М. : Искусство, 1984. – 251 с.: ил. 23. Феличи Дж. Типографика: шрифт, вёрстка, дизайн. – СПб. : БХВ-Петербург, 2010. – 496 с.: ил. 24. Чихольд Я. Облик книги. Избранные статьи о книжном оформлении. – М. : Изд-во студии Артемия Лебедева, 2009. – 190 с.: ил. 25. Шрифт : учебное пособие / сост. Н.Н. Орехов. – М. : МИПК, 2009. – 172 с.: ил.

From the experience of teaching font composition at the KHGF III MPSU (within the discipline "Art of the book")

Authors: Makarova Ksenia Viktorovna, PhD of Pedagogical sciences, Professor, Department of Drawing, Art and graphic faculty, Institute of fine arts, Moscow state pedagogical University, Moscow

Keywords: book art; graphics; font; font composition.

The problem of this research is the contradiction between the need to introduce the young generation to the culture of printed books as an aesthetic phenomenon and the lack of development of methods for studying font composition in art and pedagogical education. As research methods, we used the study of art history, design and methodical literature on a given topic and the practice of teaching font composition at the Art Graphic Faculty of MPSU during 2010 - 2020. The result of the research is a system of educational and creative tasks for students presented in the article, including: drawing letters of the Russian alphabet on a modular grid; using a font pen to write Gothic and Slavic fonts; a copy of a page or spread of a handwritten book; creating initials; creating a caligram; graphical interpretation of the phrase; title page design; book cover design. The result of using this system of educational and creative tasks was to increase awareness and interest in the students` work, improving their professionalism as artists and teachers.
{{ ELEMENTS.length }}
Наименование
Цена
Количество
Артикул : {{ item.MODEL }}
{{ item.STATUS }}
{{ item.PRICE }}
{{ item.OLD_PRICE }}
- +
Вы экономите: {{ DATA.TOTAL_DISCOUNT_SUM }}
Итого: {{ DATA.TOTAL_SUM }}
Вы можете вернуться в каталог и продожить покупки
Вернуться и продолжить покупки