Детерминационные проявления индивидных характеристик личности как факторов, влияющих на мотивацию учебной деятельности подростков

Журнал «KANT» №3(36) 2020 [стр. 263]

DOI: 10.24923/2222-243X.2020-36.50

Авторы: Егорова Анастасия Юрьевна, аспирант , Бобрышов Сергей Викторович, доктор педагогических наук, профессор, старший научный сотрудник, кафедра Общей педагогики и образовательных технологий, Ставропольский государственный педагогический институт, Ставрополь

Ключевые слова: учебная деятельность; обучающиеся; мотивация; мотивационная сфера; учебный мотив; возрастные особенности; половые и гендерные различия; темперамент; факторы успешности.

Статья посвящена проблеме детерминационного проявления ряда индивидных характеристик личности - возраст школьников, их темперамент, пол, экстравертированность или интровертированность - в аспекте их воздействия на формирование и выраженность параметров учебных мотивов. Выявлены области мотивационной сферы обучающихся в подростковом возрасте, наиболее подверженные их влиянию. Раскрыты специфические проявления данных характеристик у школьников как значимых факторов, влияющих на мотивацию обучения, показано, каким образом они определяют модальность процессуальных и содержательных параметров учебной деятельности. Обосновывается, что выбор педагогом мотивов учебной деятельности для достижения наивысших результатов в ней должен базироваться на основании учета всего комплекса общих и особенных возрастных и половых особенностей обучающегося, ключевых проявлений его темперамента, отнесения к типу экстравертов или интровертов. Аргументируется, что при построении образовательного процесса требуется единый подход к установлению и оценке характера выраженности представленных факторов в их взаимодетерминации. Даны рекомендации по выбору способов их учета, контроля и адаптации под объективные требования мотивации учебной деятельности.

скачать

Литература:
1. Айдаева М.Н. Влияние типа темперамента на мотивацию выбора профессии // Интеллектуальный потенциал XXI века: ступени познания. – 2013. – №18. – С. 54-58 2. Божович Л.И., Благонадежина Л.В. (ред.) Изучение мотивации поведения детей и подростков. – М. : Педагогика. – 1972. – С. 259. [Электронный ресурс] URL: https://psychojournal.ru/books/2057-bozhovich-l-i-izuchenie-motivacii-povedeniya-detey-i-podrostkov.html 3. Выготский Л.С. Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства // Собрание сочинений: в 6-ти томах. – Т. 5. – М. : Педагогика. – 1983. – С. 368. [Электронный ресурс] URL: https://ипби.рф/images/Bibl/SSV5.pdf 4. Еремеева В.Д., Хризман Т.П. Мальчики и девочки – два разных мира. Нейропсихологии – учителям, воспитателям, родителям, школьным психологам. – СПб. : Тускарора, 2001. – С. 97. 5. Загоровский П.Л. О так называемой негативной фазе в подростничестве // Педология. – Т. 1. – Вып. 1. – 1928. – С. 37-40. 6. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб. : Питер. – 2000. – С. 150. 7. Камакина О.Ю. Половые различия учебной мотивации школьников в общеобразовательных учреждениях разного типа (Вопросы современной педагогики и психологии: свежий взгляд и новые решения) // Сборник научных трудов по итогам Международной научно-практической конференции. №5. г.Екатеринбург, 2018. – С. 68. 8. Кон И.С. Психология старшеклассника. – М. : Просвещение. – С. 1980. – 192 с. [Электронный ресурс] URL: https://sheba.spb.ru/shkola/psihologia-star-1980.htm 9. Личко А.Е. Типы акцентуаций характера и психопатий у подростков. – М. : Апрель-Пресс, Эксмо. – 1999. – С. 27-34. [Электронный ресурс] URL: http://childpsy.ru/lib/books/id/8371.php 10. Надолинская Л.Н. Влияние гендерных стереотипов на воспитание и образование // Педагогика. – 2004. – №5. – С. 30-35. [Электронный ресурс] URL: https://portalus.ru/modules/shkola/rus_r eadme.php?subaction=showfull&id=1193232077&archive=1 196815145&start_from=&ucat=& 11. Общая психология : учебник / под общ. ред. проф. А.В. Карпова. – М. : Гардарики. – 2004. – С. 232. 12. Русалов В.М. Темперамент в структуре индивидуальности человека: Дифференциально-психофизиологические и психологические исследования. – М. : ФГБУН Институт психологии РАН, 2012. – С. 32-37. 13. Савонько Е.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков : сборник экспериментальных исследований. – М. : Педагогика, 1972. – C. 81-111. [Электронный ресурс] URL: http://psychlib.ru/inc/absid.php?absid=9955. 14. Станкевич А.В., Горбачева С.М., Долматов В.П. [и др.] Авторитет педагога и его влияние в становлении личности обучающихся // Молодой ученый. – 2017. – № 15 (149). -С. 640-642. 15. Юнг К.Г. Психологические типы // Академический проект. – 2019. – С. 538 – 546. [Электронный ресурс] URL: https://www.klex.ru/1bt

The determinational manifestations of individual personality characteristics as factors that influence the motivation of educational activities of adolescents

Authors: Egorova Anastasia Yrievna, Postgraduate student, Bobryshov Sergey Viktorovich, DSc of Pedagogical sciences, Professor, Senior Researcher, Department of General Pedagogy and Educational Technologies, Stavropol State Pedagogical Institute, Stavropol

Keywords: educational activity; students; motivation; motivational sphere; educational motive; age characteristics; sexual and gender differences; temperament; success factors.

The article is devoted to the problem of determination of the manifestation of a number of individual personality characteristics - the age of students, their temperament, gender, extroversion or introversion-in the aspect of their impact on the formation and expression of parameters of educational motives. The areas of motivational sphere of students in adolescence that are most affected by them are identified. The specific manifestations of these characteristics in schoolchildren as significant factors affecting the motivation of learning are revealed, it is shown how they determine the modality of procedural and content parameters of educational activity. It is proved that the teacher's choice of motives for educational activities to achieve the highest results in it should be based on the whole complex of General and specific age and gender characteristics of the student, key manifestations of his temperament, and attribution to the type of extroverts or introverts. It is argued that the construction of the educational process requires a unified approach to establishing and evaluating the nature of the expression of the presented factors in their inter-determination. Recommendations are given on the choice of ways to account for them, control them, and adapt them to the objective requirements of motivating educational activities.
{{ ELEMENTS.length }}
Наименование
Цена
Количество
Артикул : {{ item.MODEL }}
{{ item.STATUS }}
{{ item.PRICE }}
{{ item.OLD_PRICE }}
- +
Вы экономите: {{ DATA.TOTAL_DISCOUNT_SUM }}
Итого: {{ DATA.TOTAL_SUM }}
Вы можете вернуться в каталог и продожить покупки
Вернуться и продолжить покупки