Формы взаимодействия инновационного университета и регионального инновационного развития

Журнал «KANT» №3(36) 2020 [стр. 22]

DOI: 10.24923/2222-243X.2020-36.4

Авторы: Величенкова Дарья Сергеевна, ассистент Высшей инженерно-экономической школы, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Санкт-Петербург

Ключевые слова: региональная инновационная система; инновации; инновационная деятельность университетов; инновационный потенциал; интеграция университета и региональной инновационной системы.

В статье рассмотрены отечественные и зарубежные подходы к определению инновационной деятельности и инновационного потенциала университетов как ключевых факторов развития региональной инновационной системы (РИС), поскольку университеты являются одним из важнейших структурных элементов региональной инновационной системы, представляя собой площадку для генерации идей, их реализации и последующей коммерциализации. На основе контент-анализа, определены основные стратегические шаги университетов в рамках интеграции в региональные инновационные системы для повышения показателей инновационной активности, раскрывается сущность стратегии по изменению системы управления университетом на основе выявленных проблем. На основе двух выбранных подходов автором было предложено разделить формы и методы интеграции университетов в РИС на пять аспектов: образовательный, предпринимательский, научный, экономический, социокультурный, цифровой. Автором рассмотрен современный опыт интеграции университетов Российской Федерации в РИС. Выявлено, что многие университеты принимают участие в региональных проектах, создают малые инновационные предприятия, проводят различные грантовые конкурсы для региональных ученых. По итогам исследования, предложен авторский взгляд на взаимодействие результативности деятельности университета и регионального инновационного развития с учетом влияния на университет различных внешних факторов.

скачать

Литература:
1. Broek J. van den, Eckardt F., Benneworth P. University of Twente, Center for Higher Education Policy Studies (CHEPS). The transformative role of universities in regional innovation systems. 2017. 2. Dudin M. [и др.]. Innovative transformation and transformational potential of socio-economic systems // Economic Systems. 2013. C. 1434-1437. 3. Goddard J. B., Chatterton P. The response of universities to regional needs // Economic Geography of Higher Education: Knowledge Infrastructure and Learning Region. 2003. 4. Hancox D. [и др.]. Universities and regional creative economies Routledge, 2020.C. 159-173. 5. Kaufmann A., Tоdtling F. Science-industry interaction in the process of innovation: the importance of boundary-crossing between systems // Research policy. 2001. № 5 (30). C. 791-804. 6. Lundvall B.-А. National systems of innovation: towards a theory of innovation and interactive learning // The Learning Economy and the Economics of Hope. 2016. (85). 7. Zhits G. I. Innovacionnyj potencial i ehkonomicheskij rost [The innovation potential and economic growth] // Saratov, Saratov State Technical University. 2000. 8. Аркин П. А. Теория и практика управления инновациями в научной сфере, промышленности и бизнесе. – 2020. 9. Балашов А. И., Рогова Е. М., Рудская И. А. Формирование региональной инновационной системы в Санкт-Петербурге // Экономическое возрождение России. – 2015. – № 1 (43). 10. Баринова Е.П., Ларионов В.Г., Шереметьева Е.Н. Инновационные форматы профессиональных компетенций экономического образования в условиях формирования цифровой экосистемы // Инновации в менеджменте. – 2019. – № 4. – C. 14-19. 11. Белова Е. А. Методологические основы оценки эффективности интеграции вузовской науки в национальную инновационную систему РФ // Вестник университета. – 2017. – № 5. 12. Биккулов А. С. [и др.]. Мониторинг эффективности инновационной деятельности университетов России. – М., 2016. 13. Васецкая Н. О., Глухов В. В. Исследование деятельности университета в структуре кластера на основе модели Кобба-Дугласа // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. – 2019. – № 3 (12). 14. Владимиров А. И. Об инновационной деятельности вуза. – 2012. 15. Волков А. Т., Дашкевич Н. И. Инновационная инфраструктура вуза: учебно-методическое пособие // ДС Медовникова. – М. : МАКС-Пресс, 2011. 16. Глухов В.В., Васецкая Н.О. Роль университетов в развитии инновационных кластеров. – 2019. – C. 508-513. 17. Гребенюк И. И. [и др.]. Анализ инновационной деятельности высших учебных заведений России. – 2012. 18. Кумакова С. В. Новые формы кооперации науки, образования и предприятий реального сектора экономики для инновационного развития России // Россия: тенденции и перспективы развития. – 2020. – № 15-1. 19. Ланская Д. В., Яковленко А. Е. Методы и модель развития инновационной инфраструктуры регионального кластера полного цикла исследований и инноваций // Естественно-гуманитарные исследования. – 2020. – № 3 (29). 20. Латуха О. А., Пушкарёв Ю. В. Инновационная деятельность современного вуза: тенденции развития // Science for Education Today. – 2012. – №4 (8). 21. Ломовцева О. А., Герасименко О. А. Участие вузов в инновационном обновлении промышленности региона. – 2014. 22. Ногин В. А., Хоменко Я. В. Роль вузовской науки в ее интеграции в национальную инновационную систему // Управление экономическими системами. – 2013. – № 9 (57). 23. Осло Р. Рекомендации по сбору и анализу данных по инновациям // Совместная публикация ОЭСР и Евростата. – М. : ЦИСН, 2010. (107). 24. Родионов Д.Г., Кичигин О.Э., Селентьева Т.Н. Особенности оценки конкурентоспособности инновационного регионального кластера: институциональный подход // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. – 2019. – № 1 (12). 25. Родионов Д.Г., Кошман А.В., Моттаева А.Б. Методический подход к оценке влияния инновационной активности хозяйствующего субъекта нефтегазового комплекса на стоимость бизнеса // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2019. – № 2-2. – C. 319-325. 26. Рудская И. А. Оценка эффективности региональной инновационной системы России по стадиям инновационного процесса // NBI-technologies. – 2017. – № 3 (11). 27. Румянцев А. А. Преобразование научно-инновационной сферы в регионе: понятийный аппарат. – СПб., 1995. 28. Селивоненко О.Г., Кулакова Т.А., Подуева В.Ю. Оптимизация механизмов управления инновационной деятельностью вуза // Международный научно-исследовательский журнал. – 2017. – №5-2 (59). 29. Симоненко Е. С. Оценка инновационного потенциала вуза на основе разработки комплексной системы показателей и индикаторов // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. – 2013. – № 3 (3). 30. Хайруллина М. В., Триерс С. В. Эффекты интеграции вузов в региональную инновационную систему // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. – 2012. – № 1. – C. 210-213.

Forms of interaction of the innovative university and regional innovative development

Authors: Velichenkova Daria Sergeevna, Assistant Professor, Graduate School of Industrial Economics, Institute of Industrial Management, Economics and Trade, Graduate School of Industrial Economics, Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University, St. Petersburg

Keywords: regional innovation system; innovation; innovation activities of universities; innovation potential; integration of the university and the regional innovation system.

The article examines domestic and foreign approaches to the definition of innovation and the innovative potential of universities as key factors in the development of a regional innovation system (RIS), since universities are one of the most important structural elements of a regional innovation system, representing a platform for generating ideas, their implementation and subsequent commercialization. Based on the content analysis, the author identified the main strategic steps of universities in the framework of integration into regional innovation systems to increase the indicators of innovation activity, reveal the essence of the strategy for changing the university management system based on the identified problems. Based on the two selected approaches, the author proposed to divide the forms and methods of integrating universities into RIS into five aspects: educational, entrepreneurial, scientific, economic, socio-cultural, digital. The author considers the modern experience of integrating the universities of the Russian Federation into RIS. It was revealed that many universities take part in regional projects, create small innovative enterprises, hold various grant competitions for regional scientists. Based on the results of the study, the author's view on the interaction of the university's performance and regional innovative development is proposed, taking into account the influence of various external factors on the university.
{{ ELEMENTS.length }}
Наименование
Цена
Количество
Артикул : {{ item.MODEL }}
{{ item.STATUS }}
{{ item.PRICE }}
{{ item.OLD_PRICE }}
- +
Вы экономите: {{ DATA.TOTAL_DISCOUNT_SUM }}
Итого: {{ DATA.TOTAL_SUM }}
Вы можете вернуться в каталог и продожить покупки
Вернуться и продолжить покупки