Формирование художественно-эстетических потребностей в модернизации российского образования: аналитический обзор
Журнал «KANT» №3(36) 2020 [стр. 6]
DOI: 10.24923/2222-243X.2020-36.1
Ключевые слова: формирование художественно-эстетических потребностей личности; активность и побуждения личности; мировосприятие человека; творчество; культура и искусство; полихудожественная среда; модернизация российского образования.
В статье осуществляется аналитический обзор научной литературы по проблеме формирования художественно-эстетических потребностей личности, представлены различные подходы, тезисы ученых по решению данной проблемы. Автор представляет свое видение формирования художественно-эстетических потребностей как одного из приоритетных направлений в модернизации российского образования.
Литература:
1. Бондаревская Е.В. Введение в педагогическую культуру : учебное пособие. – Ростов-на-Дону : РГПУ, 1995. 2. Бутенко Н.В. Полихудожественный подход в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста// Вестник Южно-Уральского Государственного Гуманитарно-Педагогического Университета 2012 Https://Cyberleninka.Ru/Article/N/Polihudozhestvennyy-Podhod-V-Hudozhestvenno-Esteticheskom-Razvitii-Detey-Doshkolnogo-Vozrasta 3. Бутенко Н.В. Проявление многогранности познания как результат художественно-эстетического развития ребенка в поликультурном образовательном пространстве//Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета 2014 https://cyberleninka.ru/article/n/proyavlenie-mnogogrannosti-poznaniya-kak-rezultat-hudozhestvenno-esteticheskogo-razvitiya-rebenka-v-polikulturnom-obrazovatelnom 4. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. Собр. соч. : в 6 т. Т.5, Т. 3. – М., 1983, 1984. 5. Галянт И.Г. Пути художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета 2015 https://cyberleninka.ru/article/n/puti-hudozhestvenno-esteticheskogo-razvitiya-detey-doshkolnogo-v ozrasta-v-sootvetstvii-s-fgos 6. Горина Л.В., Колесниченко Ю.Ю. Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста // Вестник Бурятского государственного университета. Педагогика. Филология. Философия 2015 https://cyberleninka.ru/article/n/hudozhestvenno-esteticheskoe-razvitie-detey-doshkolnogo-vozrasta 7. Куренкова Р. А. Эстетика : учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – М. : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. – 367 с. 8. Лазарь А.Е. Художественная среда как фактор формирования личности (философско-методологический анализ) : автореф. дис. … канд. филос. наук. -Куйбышев,1989. – 197с. 9. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – СПб. : Питер, 2003. – 712 с. 10. Сандюкова С.А. Формирование художественно-эстетических потребностей школьников средствами народного декоративно-прикладного искусства : дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.02 / Сандюкова Светлана Анатольевна; http://www.dslib.net/teoria-vospitania/formirovanie-hudozhestvenno-jesteticheskih-potrebnostej-shkolnikov-sredstvami.html 11. Селенина Н.А. Художественная среда как явление // Человек и среда. – Свердловск. : Уральский университет, 1975. – С.3-78. 12. Семашко А.Н. Социально-эстетические проблемы развития художественных потребностей: автореф. … д-р философ. н. https://www.dissercat.com/content/sotsialno-esteticheskie-problemy-razvitiya-khudozhestvennykh-potrebnostei 13. Спербер О.И. Педагогические условия формирования нравственных ценностных ориентаций у детей старшего дошкольного возраста в процессе художественно-эстетического развития // Russian Journal of Education and Psychology. – 2015 https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskie-usloviya-formirovaniya-nravstvennyh-tsennostnyh-orientatsiy-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-v-protsesse 14. Стражникова Т.И. Интерактивные приемы и методы развития художественно-эстетических потребностей в системе музыкального образования // Каnt. – 2020. – №1(34). – С. 338. 15. Чурашов А.Г. Партисипативный подход к художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста средствами хореографии // Мир науки, культуры, образования. – 2013. https://cyberleninka.ru/article/n/partisipativnyy-podhod-k-hudozhestvenno-esteticheskomu-razvitiyu-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-sredstvami-horeografii
1. Бондаревская Е.В. Введение в педагогическую культуру : учебное пособие. – Ростов-на-Дону : РГПУ, 1995. 2. Бутенко Н.В. Полихудожественный подход в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста// Вестник Южно-Уральского Государственного Гуманитарно-Педагогического Университета 2012 Https://Cyberleninka.Ru/Article/N/Polihudozhestvennyy-Podhod-V-Hudozhestvenno-Esteticheskom-Razvitii-Detey-Doshkolnogo-Vozrasta 3. Бутенко Н.В. Проявление многогранности познания как результат художественно-эстетического развития ребенка в поликультурном образовательном пространстве//Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета 2014 https://cyberleninka.ru/article/n/proyavlenie-mnogogrannosti-poznaniya-kak-rezultat-hudozhestvenno-esteticheskogo-razvitiya-rebenka-v-polikulturnom-obrazovatelnom 4. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. Собр. соч. : в 6 т. Т.5, Т. 3. – М., 1983, 1984. 5. Галянт И.Г. Пути художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета 2015 https://cyberleninka.ru/article/n/puti-hudozhestvenno-esteticheskogo-razvitiya-detey-doshkolnogo-v ozrasta-v-sootvetstvii-s-fgos 6. Горина Л.В., Колесниченко Ю.Ю. Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста // Вестник Бурятского государственного университета. Педагогика. Филология. Философия 2015 https://cyberleninka.ru/article/n/hudozhestvenno-esteticheskoe-razvitie-detey-doshkolnogo-vozrasta 7. Куренкова Р. А. Эстетика : учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – М. : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. – 367 с. 8. Лазарь А.Е. Художественная среда как фактор формирования личности (философско-методологический анализ) : автореф. дис. … канд. филос. наук. -Куйбышев,1989. – 197с. 9. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – СПб. : Питер, 2003. – 712 с. 10. Сандюкова С.А. Формирование художественно-эстетических потребностей школьников средствами народного декоративно-прикладного искусства : дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.02 / Сандюкова Светлана Анатольевна; http://www.dslib.net/teoria-vospitania/formirovanie-hudozhestvenno-jesteticheskih-potrebnostej-shkolnikov-sredstvami.html 11. Селенина Н.А. Художественная среда как явление // Человек и среда. – Свердловск. : Уральский университет, 1975. – С.3-78. 12. Семашко А.Н. Социально-эстетические проблемы развития художественных потребностей: автореф. … д-р философ. н. https://www.dissercat.com/content/sotsialno-esteticheskie-problemy-razvitiya-khudozhestvennykh-potrebnostei 13. Спербер О.И. Педагогические условия формирования нравственных ценностных ориентаций у детей старшего дошкольного возраста в процессе художественно-эстетического развития // Russian Journal of Education and Psychology. – 2015 https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskie-usloviya-formirovaniya-nravstvennyh-tsennostnyh-orientatsiy-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-v-protsesse 14. Стражникова Т.И. Интерактивные приемы и методы развития художественно-эстетических потребностей в системе музыкального образования // Каnt. – 2020. – №1(34). – С. 338. 15. Чурашов А.Г. Партисипативный подход к художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста средствами хореографии // Мир науки, культуры, образования. – 2013. https://cyberleninka.ru/article/n/partisipativnyy-podhod-k-hudozhestvenno-esteticheskomu-razvitiyu-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-sredstvami-horeografii
Formation of artistic and aesthetic needs in the modernization of Russian education: analytical review
Keywords: the formation of artistic and aesthetic needs of the individual; activity and motivations of the personality; human perception; creation; Culture and art; polyart environment; modernization of Russian education.
The article provides an analytical review of scientific literature on the problem of the formation of artistic and aesthetic needs of the individual, presents various approaches, theses of scientists to solve this problem. The author formulates his vision of the formation of artistic and aesthetic needs as one of the priority directions in the modernization of Russian education.