Проектная деятельность как средство формирования социокультурной компетенции студентов вуза

Журнал «KANT» №2(35) 2020 [стр. 282]

DOI: 10.24923/2222-243X.2020-35.59

Авторы: Муравьева Наталья Георгиевна, старший преподаватель, Шевцова Анна Юрьевна, кандидат филологических наук, доцент, кафедра Иностранных языков и межкультурной профессиональной коммуникации, Тюменских государственный университет, Тюмень

Ключевые слова: социокультурная компетенция; информация; проектная деятельность; смыслообразование; веб-проект; веб-квест; социокультурные соты.

В статье описываются возможности формирования социокультурной компетенции студентов вуза в проектной деятельности, обеспечивающие становление обучающегося как осмысленного субъекта социокультурного образовательного пространства в соответствии с новыми требованиями к подготовке специалистов. Проанализированы характеристики проектной деятельности, необходимые для активизации взаимодействия обучающегося с информацией и расширения социокультурных контекстов ее осмысления и развития. Описан процесс формирования социокультурной компетенции в условиях проектной деятельности с опорой на механизмы смыслообразования, который реализуется через поэтапное введение в обучение социокультурных проектов нарастающей сложности, обеспечивающих понимание информации в разных социокультурных контекстах. Дано описание 4 типов социокультурных проектов: мини-проекта, веб-квеста, веб-проекта и фидбек-проекта.

скачать

Литература:
1. Подготовка педагога-исследователя в университетском образовании: коллективная монография / отв. ред. д-р пед. наук В.И. Загвязинский; Министерство образования и науки Российской Федерации, Тюменский государственный университет, Институт психологии и педагогики. – Тюмень : Издательство Тюменского государственного университета, 2017. – 164 с. 2. Муравьёва Н.Г. Опыт формирования социокультурной компетенции студентов вуза в проектной деятельности (на примере иностранного языка) / Н.Г. Муравьева // Вестник Тюменского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. – 2013. – № 9. – С. 82-92. 3. Закирова А.Ф. Герменевтический подход в концептуальном обосновании развития учебно-информационных умений школьников на современном этапе образования / А. Ф. Закирова // Вестник ТюмГУ. Серия "Педагогика. Психология. Философия". – 2011. – № 9. – С. 21-26. 4. Fried-Booth, D. L. Project Work. – Oxford: Oxford University Press, 1986. 5. Полат Е.С. Метод проектов: история и теория вопроса / Е.С. Полат // Школьные технологии. – 2006. – №6. – С.43-47. 6. John W. Thomas A Review of Research on Project-based Learning [Electronic recourse] 2000. – URL: http://www.bobpearlman.org/BestPractices/PBL_Research.pdf (дата обращения: 03.05.2020) 7. Knoll M. The project method: Its vocational education origin and international development. [Electronic recourse]. – Journal of Industrial Teacher Education, (1997). 34(3). p. 59-80. – URL: http://scholar.lib.vt.edu/ejournals/JITE/v34n3/Knoll.html (дата обращения: 03.05.2020) 8. Larmer John and Mergendoller John R. Seven Essentials for Project-Based Learning [Electronic recourse] // Educational Leadership, 2010 | Volume 68 | Number 1 ASCD. Giving Students Meaningful Work Pages 34-37. – URL: http://www.ascd.org/publications/educational_leadership/sept10/vol68/num01/seven_essentials_for_project-based_learning.aspx (дата обращения: 03.05.2020) 9. Ильин Г.Л. Концепция проективного образования личности в контексте эволюции понимания предмета психологии // Вестник практической психологии образования. – 2010. – № 3. – С. 27-35. 10. Малкова И.Ю. Ценностные основания проектирования в высшей школе / И.Ю. Малкова // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2007.– № 7. – С. 11-13. 11. Дахин А.Н. Педагогические проекты: история, инновации, интерпретации // Вестник педагогических инноваций. – 2016. – № 1 (41). – С. 18-26. 12. Вербицкий А.А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения. – М.: ИЦ ПКПС. – 2004.– 84 с. 13. Абакумова И.В. Стратегии смыслообразование при решении вербальных задач в ситуации смысловой инициации как компонент информационного поведения / Абакумова И.В., Пищик В.И., Денисова Е.Г., Щетинин А.А. // Вестник Российского фонда фундаментальных исследований. – 2019. – № 4 (104). – С. 85-93. 14. Рудакова И.А. Смыслообразующий потенциал контекстного обучения [Электронный ресурс] / И.А. Рудакова, В. Я. Ступаков. – Режим доступа: http://www.t21.rgups.ru/archive/doc2009/4/10.doc (дата обращения: 03.05.2020) 15. Колесина К.Ю. Смыслообразующий потенциал метапроектного обучения / К.Ю. Колесина // Известия Южного федерального университета. Филологические науки. – 2013. – № 1. – С. 186-192. 16. Малкова И.Ю. Особенности развития субъектной позиции студентов в процессе проектирования образовательной деятельности / И.Ю. Малкова, П.В. Киселёва // Язык и культура. – 2014. – №1 (25). – С. 95-109. 17. Фоменко С.Л. Проективное обучение в системе непрерывного образования взрослых / С.Л. Фоменко // Педагогическое образование в России. – 2014. – № 2. – С. 74-78. 18. Колесникова И.А. Педагогическое проектирование: учеб. пособие для высш. учеб заведений / И.А. Колесникова, М.П. Горчакова-Сибирская; под. ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой. – 2-е изд., стер. – М. : Академия, 2007. – 228 с. 19. Матяш Н.В. Инновационные педагогические технологии. Проектное обучение: учеб. пособие для студ. учреждений высш. образования / Н.В. Матяш. – 3-е изд., стер. – М. : Академия, 2014. – 160 с.

Project learning as a means of socio-cultural competence formation of university students

Authors: Muravyeva Natalia Georgievna, Senior Lecturer, Shevcova Anna Yur'evna, PhD of Philological sciences, Associate Professor, Department of Foreign Languages and Cross-Cultural Professional Communication, University of Tyumen, Tyumen

Keywords: Sociocultural competence; information; project learning; meaning-making; sociocultural task; web-project; web-quest, sociocultural patterns.

The article describes the possibilities of sociocultural competence formation of university students through project learning. It provides learner's formation as a meaningful subject of a sociocultural educational space in accordance with the new requirements for training of a specialist. The project learning characteristics are analyzed to maintain successful interaction between a learner and the information in sociocultural contexts. The process of sociocultural competence formation in project learning is described with the support of the mechanisms of meaning-making, which is realized through a phased introduction of sociocultural projects providing information coherence in different sociocultural contexts. There are four types of sociocultural projects presented: a mini-project, a web-quest, a web-project and a feedback-project.
{{ ELEMENTS.length }}
Наименование
Цена
Количество
Артикул : {{ item.MODEL }}
{{ item.STATUS }}
{{ item.PRICE }}
{{ item.OLD_PRICE }}
- +
Вы экономите: {{ DATA.TOTAL_DISCOUNT_SUM }}
Итого: {{ DATA.TOTAL_SUM }}
Вы можете вернуться в каталог и продожить покупки
Вернуться и продолжить покупки