Лекционно-практический учебный курс "Искусство орнамента" в контексте подготовки художника-педагога

Журнал «KANT» №2(35) 2020 [стр. 209]

DOI: 10.24923/2222-243X.2020-35.43

Авторы: Векслер Анна Кирилловна, кандидат педагогических наук, доцент, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург

Ключевые слова: искусство орнамента; художественное образование; креативность мышления; дизайн; декоративное искусство; художник-педагог; "ромашка Блума".

В статье орнамент рассматривается как важная составляющая пластических искусств, сохраняющая богатое, историческое, культурологическое, художественное наследие. Определяется различное отношение искусствоведов к орнаменту, одни причисляют его к виду искусства, другие - к виду декоративно-творческой деятельности. Отмечается, что в содержании учебных программ многих художественных заведений, как среднего, так и высшего уровня образования есть дисциплина "Искусство орнамента". В статье рассматривается большой педагогический потенциал орнамента, определяются основные аспекты освоения орнамента в художественном образовании. Анализ доступной учебно-методической литературы по искусству орнамента позволяет сравнить методы обучения дисциплине в контексте специфики художественного образования. Утверждается, что общим для учебных курсов являются – теоретические материалы по истории орнамента, а специфику определяют практические задания для самостоятельной работы, соответствующие специализации подготовки. В статье анализируются особенности обучения художника-педагога и утверждается необходимость освоения орнамента. Раскрываются особенности дисциплины и авторской программы "Искусство орнамента", разработанной с учётом специфики профессиональной деятельности художника-педагога, предполагающей широкий спектр знаний, умений и навыков, необходимых для работы в учебных заведениях всех уровней образования.

скачать

Литература:
1. Буткевич Л.М. История орнамента: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений, обучающихся по спец. "Изобразительное искусство" / Л.М. Буткевич. – М. : Владос, 2008. – 267 с. Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений, обучающихся по специальности Изобразительное искусство. Электрон. дан. Режим доступа URL: https://www.studmed.ru/butkevich-lm-istoriya-ornamenta_b7942d5fda6.html (дата обращения 26.04.2020). 2. Векслер А.К. Метапредметные свойства орнамента как элемента содержания художественного образования // Педагогика искусства: сетевой электронный научный журнал. – 2020. – №1. Режим доступа к журн. URL: http://www.art-education.ru/sites/default/files/journal_pdf/veksler_24-31.pdf (дата обращения 26.04.2020). 3. Векслер А.К. Разработка композиции орнамента как средство формирования профессиональной компетентности художника // Письма в Эмиссия. Оффлайн (The Emissia. Offline Letters): электронный научный журнал. – 2019. – №9 (сентябрь). ART 2770. – Режим доступа к журн. URL: http://emissia.org/offline/2019/2770.htm (дата обращения 26.04.2020). 4. Герчук, Юрий Яковлевич. Что такое орнамент? : Структура и смысл орнамент. образа / Ю. Я. Герчук. – М. : РИП-холдинг, 2013. – 304 с. : ил.; 5. Дивергентное мышление. Электрон. дан. Режим доступа URL: https://brainapps.ru/blog/2016/01/divergentnoe-myshlenie/ (дата обращения 26.04.2020). 6. Иванов Н.А. Орнамент : герменевтика и глоссарий / Н. Иванов. – М. : Этерна, 2018. – 350 с. : ил. 7. Память. Академик. Философская энциклопедия. Электрон. дан. Режим доступа URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/895/ПАМЯТЬ (дата обращения 26.04.2020). 8. Память и творчество в процессе познания Электрон. дан. Режим доступа URL: https://sdamzavas.net/4-30694.html (дата обращения 26.04.2020). 9. Рабочая программа практики (вариативная часть) Б. 2.1 Учебная практика (практика по получению первичных профессиональных умений и навыков) Электрон. дан. Режим доступа URL: https://herzen-documents.acrodis.ru/programs_ showprogram.htmlpid=6286&yr=2018&lvl= 1&sgroup (дата обращения 26.04.2020). 10. Сабило Н. И. Орнаментальная текстильная композиция. Основы построения : учебное пособие / Н.И. Сабило. – Самара: Самарский государственный архитектурно-строительный университет, 2008. – 70 с. Электрон. дан. Режим доступа URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id= 143497 (дата обращения 26.04.2020). 11. Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; под ред. А.П. Евгеньевой. – 4-е изд., стер. – М. : Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999. Электрон. дан. Режим доступа URL: https://kartaslov.ru/значение-слова/орнамент (дата обращения 26.04.2020). 12. Степанова А.П. Теория орнамента : учебное пособие / А.П. Степанова. – Ростов н/Д. : Феникс, 2011. – 149 с., ил. Электрон. дан. Режим доступа URL: https://litmy.ru/knigi/kultura/92908-teoriya-ornamenta.html (дата обращения 26.04.2020). 13. Флоренский П.А. Статьи и исследования по истории и философии искусства и археологии. Композиция и конструкция, или иконологическое раскрытие гносеологического толкования пространственности. 2001 Электрон. дан. Режим доступа URL: https://uchebnikfree.com/sochineniya-florenskiy/kompozitsiya-konstruktsiya-ili-7349.html (дата обращения 26.04.2020). 14. Фокина Л.В. Орнамент : учебное пособие. – М. : Феникс., 2007. – 172 с. Электрон. дан. Режим доступа URL: https://eknigi.org/kultura/54254-ornament-uchebnoe-posobie.html (дата обращения 26.04. 2020).

Lecture and practical educational course "The art of ornament" in the content of education art teacher

Authors: Veksler Anna Kirillovna, PhD of Pedagogical science, Associate Professor, Russia State Pedagogical University named after A.I. Herzen, Saint-Petersburg

Keywords: art of ornament; art education; creative thinking; design; decorative art; artist-teacher; "bloom's Daisy".

The article deals with ornament - an important component of plastic arts. It is claimed that the ornament preserves a rich, historical, cultural, and artistic heritage. It defines the different attitude of art historians to the ornament: a type of art, or a type of decorative and creative activity. The article refers to the presence of the discipline "art of ornament" in the content of educational programs of various art institutions of secondary and higher education. The article considers the great pedagogical potential of the ornament; the main aspects of ornament development in art education are defined. Methods of teaching ornaments with consideration of the specifics of art education are compared based on the analysis of available educational and methodological literature. What is common for training courses is determined-theoretical materials on the history of ornament. Differences define practical tasks for independent work. The article analyzes the features of training of an artist-teacher, asserts the importance of mastering the ornament. Features of the author's program "art of ornament"are revealed. The program was developed taking into account the specifics of the professional activity of the artist-teacher.
{{ ELEMENTS.length }}
Наименование
Цена
Количество
Артикул : {{ item.MODEL }}
{{ item.STATUS }}
{{ item.PRICE }}
{{ item.OLD_PRICE }}
- +
Вы экономите: {{ DATA.TOTAL_DISCOUNT_SUM }}
Итого: {{ DATA.TOTAL_SUM }}
Вы можете вернуться в каталог и продожить покупки
Вернуться и продолжить покупки