Еврейская философия эпохи Средневековья о духовном и культурном контексте ответственности человека

Журнал «KANT» №2(35) 2020 [стр. 112]

DOI: 10.24923/2222-243X.2020-35.23

Авторы: Бикметов Евгений Юрьевич, доктор социологических наук, профессор, Уфимский государственный авиационный технический университет; главный научный сотрудник, Институт социально-экономических исследований Уфимского федерального исследовательского центра Российской академии наук, Уфа, Республика Башкортостан, Лукьянов Аркадий Викторович, доктор философских наук, профессор, кафедра Философии и политологии, Башкирский государственный университет, Уфа, Республика Башкортостан

Ключевые слова: культурный и духовный контекст идеи ответственности; средневековая еврейская философия; активный интеллект; мирское и необходимое бытие; мессианизм; сила бытия.

В статье исследован культурологический и духовный контекст идеи ответственности. Средневековая еврейская философия продолжила традиции древнегреческой и ранней средневековой мысли Европы в том плане, что человеку необходимо обратиться к активному интеллекту, приподняться над эмпирическими страстями. Основываясь на идеях М. Маймонида, Ибн Габироля, установлено, что человек должен нести ответственность не только за свои действия, но и мысли. Мирское, земное заключает в себе нечто более высокое, чем "необходимое бытие". Когда люди духовно действуют, то они уменьшают дистанцию между собой и Богом. Если народ неуклонно стремится к новому, то это - свидетельство его усталости. Новое связано с тем, что люди желают прекращения рабства. Но человек живет будущим, верой в царя-спасителя. Народы России не могут удовлетворяться абстрактным будущим. Их сила бытия определяется решением этических и социальных проблем.

скачать

Литература:
1. Антология еврейской Средневековой философии / сост. У. Гершович. – М. ; Иерусалим : Мосты культуры, 2018. – 632 с. 2. Бурмистров К.Ю. Еврейская философия и каббала. История, проблемы, влияния. – М. : ИФ РАН, 2013. – 266 с. 3. Нечипуренко В.Н. Очерки еврейской философии: Соломон ибн Габироль и Барух Спиноза. – М. : ИФ РАН, 2004. – 68 с. 4. Сират К. История средневековой еврейской философии / пер. с англ. Е. Баскаковой. – Иерусалим : Гешарим; М. : Мосты культуры, 2003. – 709 с. 5. Husik I.A. History of Mediaeval Jewish Philosophy. – New York: Dover Publications Inc., 2002. – 528 p. 6. Бикметов Е.Ю., Лукьянов А.В., Пушкарёва М.А. Знание как условие внешней и внутренней свободы человека // Kant. – 2018. – № 2 (27). – С. 164-167. 7. История философии: Энциклопедия / сост. и глав. науч. ред. А.А. Грицанов. – Минск : Интерпрессервис; Книжный Дом, 2002. – 1376 с. 8. Моше бен Маймон (Маймонид). Путеводитель растерянных / пер. и коммент. М.А. Шнейдера. - М. : Мосты культуры; Иерусалим : Гешарим, 2003. - 565 с. 9. Блох Э. Тюбингенское введение в философию / пер. с нем. Т.Ю. Быстровой, С.Е. Вершинина, Д.И. Криушова. – Екатеринбург : Изд-во Уральского университета, 1997. – 400 с.

Jewish philosophy of the middle ages about the spiritual and cultural context of the human responsibility

Authors: Bikmetov Evgeniy Yurevich, DSc of Sociology, Professor, Ufa State Aviation Technical University; Chief Researcher, Institute of Social-economy Researches, Ufa Federal Research Center of the Russian Academy of Science, Ufa, Republic of Bashkortostan, Lukyanov Arkadiy Viktorovich, DSc of Philosophical science, Professor, Bashkir State University, Ufa, Republic of Bashkortostan

Keywords: cultural and spiritual context of the idea of responsibility; medieval Jewish philosophy; active intelligence; worldly and necessary being; messianism; the power of being.

The article examines the cultural and spiritual context of the idea of responsibility. Medieval jewish philosophy continued the traditions of ancient greek and early medieval thought in Europe in the sense that a person needs to turn to an active intellect, to rise above the empirical passions. Based on the ideas of Maimonides and Ibn Gabirol, it is established that a person should be responsible not only for his actions, but also for his thoughts. The mundane, the earthly, contains something higher than "necessary being". When people act spiritually, they reduce the distance between themselves and God. If the people are constantly striving for the new, it is a sign of their fatigue. What is new is that people want an end to slavery. But man lives by the future, by faith in the Saviour-king. The peoples of Russia can't be satisfied with an abstract future. Their power of being is determined by the solution of ethical and social problems.
{{ ELEMENTS.length }}
Наименование
Цена
Количество
Артикул : {{ item.MODEL }}
{{ item.STATUS }}
{{ item.PRICE }}
{{ item.OLD_PRICE }}
- +
Вы экономите: {{ DATA.TOTAL_DISCOUNT_SUM }}
Итого: {{ DATA.TOTAL_SUM }}
Вы можете вернуться в каталог и продожить покупки
Вернуться и продолжить покупки