Анализ досуговой деятельности студенческой молодежи как условие проектирования воспитательной работы в вузе

Журнал «Кант» №1(34) 2020 [стр. 351]

Авторы: Щербакова Елена Викторовна, кандидат педагогических наук, доцент , Щербакова Татьяна Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент , Департамент педагогики, Московский городской педагогический университет, Москва

Ключевые слова: досуг студентов; ценностные ориентации; социально-культурная деятельность; формирование личности; виды досуговой деятельности; организация свободного времени.

Проблематика статьи охватывает вопросы организации досуга и проведения свободного времени студентов, обучающихся в педагогическом вузе, и детерминирована тем фактом, что именно студенты являются сегодня одной из самых активных в социальном плане групп людей, которая  наиболее восприимчива к общественным, экономическим, социальным и культурным инновациям. Актуальность данной темы заключается в расширении функционала досуговой деятельности студенческой молодежи, которая кроме общей целевой доминанты, предполагающей организацию свободного времени студентов, включает также потенциальные возможности  студентов педагогического вуза реализовывать свои насущные потребности,  развивать имеющиеся способности, интегрироваться в современное общественное пространство, поэтому проведение досуга формирует нормы и ценности молодого человека. В статье отражена структура досуга студентов как комплексного педагогического феномена, а также предпочтения в проведении студенческого досуга. Авторами представлены результаты анализа досуговой деятельности студенческой молодежи как необходимого условия планирования и реализации воспитательной работы в вузе. Проведенное авторами исследование помогло выявить предпочтения студенческой молодежи в проведении времени свободного от занятий. Авторами проведен всесторонний терминологический анализ и дифференцированы понятия "досуг" и "свободное время", а также доказана актуальность социализирующей  функции досуга в жизни студентов. Материалы статьи позволяют определить основные современные подходы к организации воспитательного процесса в педагогическом вузе и могут способствовать совершенствованию профессионального мастерства преподавателей. Статья может быть полезна обучающимся в педагогических вузах,  аспирантам, магистрантам, слушателям институтов повышения квалификации и курсов совершенствования профессионального мастерства, педагогам-практикам и всем заинтересованным лицам.

скачать

Литература:
1. Звоновский В.Б., Светлана Луцева Досуговые предпочтения молодежи // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. – 2002. – № 5 (61). – С. 59-66 2. Азарова Р.Н. Педагогическая модель организации досуга обучающейся молодежи / Р.Н. Азарова // Педагогика. – 2005 -. № 1. – С. 27-32. 3. Аминов С.Р. К вопросу о культурно-досуговой деятельности как социологической категории // Вестник ВЭГУ. – 2012. – № 2. – С. 10-14. 4. Щербакова Е.В., Щербакова Т.Н. Использование современных информационных компьютерных технологий в организации образовательного процесса сельской малочисленной школы. // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2019. – Т. 8. – № 1 (26). – С. 305-307. 5. Щербакова Е.В., Щербакова Т.Н. Имиджелогия для современного педагога. – М., 2012. – 201 с. 6. Шмаков С.А. Досуг школьника: проблемы. Прогнозы. Секреты. Подсказки. Калейдоскоп развлечений. – Липецк : Липецкая организация Союза писателей РФ, 1991. – 192 с. 7. Фатов А.В. Поиски путей совершенствования культурно-досуговой деятельности молодежи // Объединенный научный журнал. – 2009. – №16. – С. 62-66. 8. Карпухин О.И. Молодежь России: особенности социализации и самоопределения. // Социологические исследования. – 2015. – №3. – С. 37-42. 9. Скрипунова Е.А., Морозов А.А. О предпочтениях городской молодежи // Социс – 2008. – №1. – С105-110. 10. Бобахо В.А., Левикова С.И. Социально-политические аспекты молодёжной субкультуры. // Вестник Московского университета. – 2014. – №2. – С. 35-45. 11. Юзефавичус Т. А. Проблемы социальной работы с молодежью: учебник для студ. учреждений высшего проф. Образования. – М. : Академия, 2010. – 208 с. 12. Культура досуга молодежи как фактор формирования здорового образа жизни : сборник научных статей кафедры социально-культурной деятельности / М-во культуры РФ, Казан. гос. ун-т культуры и искусств ; под общ. ред. Д. В. Шамсутдиновой. – Казань : Культура, 2011. – 122 с. 13. Седова Н.Н. Досуговая активность молодёжи // Социологические исследования. – 2009. – № 12. – С. 56-59. 14. Соколов Э.В. Свободное время и культура досуга / Э.В. Соколов. – Л., 1992. – 207 с. 15. Воловик А.Ф., Воловик В.А. Педагогика досуга : учебник. – М. : Флинта; Московский психолого-социальный институт, 1998. – 232 с. 16. Щербакова Е.В. Дидактические условия организации самостоятельной работы на уроках в V-IX классах сельской школы с малой наполняемостью учащихся : автореф. канд. пед. наук. – М., 1996. – 20 с.

Analysis of leisure activities of students as a condition for designing educational work in the University

Authors: Shcherbakova Elena Viktorovna, PhD of Pedagogical sciences, Associate Professor, Shcherbakova Tatyana Nikolaevna, PhD of Pedagogical sciences, Associate Professor, Department of Pedagogy, Moscow City Pedagogical University, Moscow

Keywords: leisure of students; value orientations; socio-cultural activities; personality formation; types of leisure activities; organization of free time.

The problems of the article cover the organization of leisure and free time of students studying at a pedagogical university, and is determined by the fact that it is students who are today one of the most socially active groups of people who are most susceptible to social, economic, social and cultural innovations. The relevance of this topic is to expand the functionality of leisure activities of students, which, in addition to the general target dominant, which involves the organization of students' free time, also includes the potential of students of a pedagogical university to fulfill their urgent needs, develop existing abilities, and integrate into modern public space, therefore, leisure activities form norms and values of a young man. The article reflects the structure of students' leisure as an integrated pedagogical phenomenon, as well as preferences in conducting student leisure. The authors present the results of the analysis of leisure activities of students as a necessary condition for the planning and implementation of educational work at the university. A study conducted by the authors helped to identify the preferences of students in spending free time. The authors conducted a comprehensive terminological analysis and differentiated the concepts of "leisure" and "free time", and also proved the relevance of the socializing function of leisure in the life of students. The materials of the article make it possible to determine the main modern approaches to the organization of the educational process in a pedagogical university and can help improve the professional skills of teachers. The article may be useful to students in pedagogical universities, graduate students, undergraduates, students of advanced training institutes and professional development courses, teaching practitioners and all interested parties.
{{ ELEMENTS.length }}
Наименование
Цена
Количество
Артикул : {{ item.MODEL }}
{{ item.STATUS }}
{{ item.PRICE }}
{{ item.OLD_PRICE }}
- +
Вы экономите: {{ DATA.TOTAL_DISCOUNT_SUM }}
Итого: {{ DATA.TOTAL_SUM }}
Вы можете вернуться в каталог и продожить покупки
Вернуться и продолжить покупки